Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» давно привлекает
литературоведов своей новизной. Именно в романе М.Ю. Лермонтова совершенно
по-новому был изображен человек, отражавший новое явление русской
действительности. Автор раскрывает внутренний мир своего героя посредством его
самоанализа.В романе М.Ю. Лермонтова стиль и композиция подчинены одной задаче:
как можно глубже, точнее и всесторонне раскрыть образ главного героя,
проследить историю его жизни, внутреннего мира. «История души человеческой, — пишет
автор в предисловии к «Журналу Печорина», — хотя бы самой мелкой души, едва ли
не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она писана без
тщеславного желания возбудить участие или удивление».Образ главного героя
раскрывается с двух сторон: с точки зрения посторонних наблюдателей (Максима
Максимыча, рассказчика) и с помощью дневниковых записей самого Печорина.В
предисловии к роману автор сообщает нам то, что не мог бы сообщить сам главный
герой: Печорин умер, возвращаясь из путешествия в Персию. Это известие
обосновывает право автора на публикацию «Журнала Печорина»: «оно давало мне
право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя над
чужим произведением».«Журнал Печорина» состоит из трех повестей: «Тамань»,
«Княжна Мери» и «Фаталист». Сюжет повестей концентрического типа: Печорин
находится в центре всех событий. Здесь М.Ю. Лермонтов оставляет нас наедине с
героем. Страницы «Журнала» - это предельно искренняя исповедь героя перед самим
собой.Стиль написания «Журнала Печорина» во многом близок к стилю авторского
повествованиях в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Еще В.Г. Белинский
отмечал: «хотя автор и выдает себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но
он сильно симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи – удивительное сходство».