Глинка полюбил музыку. По окончании пансиона он усиленно
занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в
домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В
это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского
композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское
семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и
вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах.
В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не
искушай меня без нужды» на словаЕ. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова
А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и
другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка
настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году
он работает над струнным септетом,адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила
Ивановича. Он познакомился с В. А. Жуковским,А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном
Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило
значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его
позднейших произведениях на восточную тематику[6].
Так, на основе азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ» композитор создал «Персидский
хор» для своей оперы «Руслан и Людмила»[7][8].
С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления
путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди
сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
В конце апреля 1830
года композитор отправился в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и
совершив большое путешествие поГермании, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию
в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной
культуры. В Италии он познакомился с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто (итал. bel canto) и сам много сочинял в «итальянском духе». В
его произведениях, значительную часть которых составляли пьесы на темы
популярных опер, уже не было ничего ученического, все композиции выполнены
мастерски. Особое внимание Глинка уделял инструментальным ансамблям, написав
два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок,альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В
этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка
Глинки.
В июле 1833 года
Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене.
В Берлине под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена Глинка изучал полифонию и инструментовку. Получив в 1834 году известие о
смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.
Глинка вернулся с
обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков
сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года
Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей.
Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим
рвением принялся за написание оперы.