Одним из частых компонентов режима дня у детей разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всём их культурном значении, они должны быть регламентированы (они являются нагрузкой как для центральной нервной системы, так и для глаз ребёнка). Следовательно, составляя режим дня, очень важно стремиться к созданию оптимальных условий (чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за день утомление, а приносили пользу – максимально способствовали отдыху детей).
Ежедневное времяпрепровождение у телевизора отрицательно сказывается на режиме дня, так как нередко оно заменяет собой прогулки. Даже детям школьного возраста следует смотреть телевизионные передачи не более 2-3 раз в неделю. Далеко не безразлична для детского организма длительность просмотра передач по телевизору. Так, после 60 минут непрерывного сидения у телевизора у детей наступает заметное ухудшение оптической хронаксии – остроты зрения. Признаки утомления выражаются также в частой смене положения тела, потягиваниях, отвлечениях. Следовательно, смотреть телевизор непрерывно желательно не более часа (даже школьникам).
Степень зрительного напряжения в немалой степени зависит и от условий просмотра телевизионных передач. В этом отношении известное значение имеет расстояние от глаз до экрана телевизора (оно должно быть не менее трёх метров, при этом сидеть следует не сбоку, а прямо перед экраном). Большое значение для охраны зрения детей имеет световой режим. Реакция организма проявляется на действие различных световых раздражителей – яркости, цветности, интенсивности освещения, блескости, чередования света и темноты и др. Кроме этого, под влиянием света изменяется функциональное состояние центральной нервной системы. В условиях смены дня и ночи (т.е. света темнотой) в организме протекают основные жизненные процессы - сон и бодрствование. Недостаток света создаёт условия для возникновения тормозного процесса в больших полушариях мозга, следствием этого является появление сонливости. Чем сильнее распространяется торможение на нервные клетки больших полушарий, тем больше снижается активность человека.
Другими словами, налицо рефлекторное влияние фактора внешней среды – света – на организм, осуществляющееся при посредстве высших отделов центральной нервной системы. Отсюда понятно влияние света на общую работоспособность как взрослого, так и ребёнка.
Особое значение свет и освещение, как неотъемлемые элементы среды, вызывающие заметные изменения в процессах организма, приобретают в детском возрасте. Молодой растущий организм особенно подвержен воздействию изменяющихся факторов внешней среды, среди которых большое значение имеет свет.
Это надо учитывать при просмотре телевизионных передач. Смотреть телевизор надо в освещённой комнате, т.к. темнота, полумрак создают условия для дополнительной зрительной нагрузки, а её лучше избегать.