Каковы особенности социалистического* искусства?

0 голосов
23 просмотров

Каковы особенности социалистического* искусства?


История (30 баллов) | 23 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Направление в советском искусствепредставляющее собой в формулировке 1930-х гг. "правдивое иисторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделкитрудящихся в духе социализмаили в формулировке Андрея Синявского из его статьи "Что такоесоциалистический реализм": "полуклассическое полуискусствоне слишком социалистического совсем нереализма". В статье реализм данного словаря мы показаличто это понятие есть contradictio in adjecto(противоречие в терминах). Трагедия (или комедияСрсостояла в томчто он существовал в эпохурасцвета неомифологического сознаниямодернизма и авангардного искусствачто не могло не отразитьсяна его собственной поэтикеТакнапримерв романе МГорького "Матьпредставлен довольно подробнохристианский миф о Спасителе (Павел Власов), жертвующем собой во имя всего человечестваи его матери(то есть Богородице) - это ключевой для русского сознания и адаптированный им христианский миф.Сказанное не противоречит томучто это произведение в эстетическом смысле представляет собой нечтовесьма среднееВажночтообъявив войну религиибольшевики тем самым объявили новуюили хорошозабытую старуюрелигию первых христианОб этом убедительно писал один из величайших историковчеловечества сэр Арнольд Джозеф ТойнбиРазвитой церкви большевики противопоставили примитивную,но сплоченную христианскую общину первых веков нашей эры с ее культом бедностиобобществленияимущества и агрессивности к идеологическим язычникамТак же как первые христиане, "молодая советскаяреспубликабыла в "кольце врагов", только в первом случае это была разваливающаяся Римская империя,а во втором - развитое капиталистическое обществоВ первом случае победило христианствово второмслучае - капитализмДругое произведение Ср. - роман АССерафимовича "Железный поток",рассказывающий о томкак красный командир Кожух выводит Таманскую дивизию из окружения, -подсвечено ветхозаветной мифологиейисторией выхода (исходаиудеев из Египта и обретения землиобетованнойКожух выступает в роли Моисеяна что есть прямые указания в текстеС годами Ср.вырабатывает собственную идеологию-мифологиюЭта мифология уже не романтическогоаскорее,классицистического планаКак известноосновной конфликт в идеологии классицизма - это конфликт междудолгом и чувствомгде долг побеждаетВ таких произведениях Ср., как "ЦементФГладкова, "Какзакалялась стальНОстровского, "Повесть о настоящем человекеБПолевогоэто видно как нельзя лучше.Герой подобного произведения отказывается от любви во имя революцииНо Сридет дальшеклассицизмаЕго геройпоощряемый властьювообще теряет человеческую плотьпревращаясь в робота.Нечто подобное происходит уже с Павлом КорчагинымЗавершает эту мифологему Алексей Мересьев, "настоящий человек", заменивший "маленького человека", "лишнего человекаи "нового человекарусскойлитературы ХIХ вНастоящий человек - это технологический мутантЕму отрезали ногии он продолжаетоставаться летчикомболее тогосливается с машиной - этот эпизод весьма подробно расписан в романеБПолевого (см. ТЕЛО). Тело социалистического героя заменяется железомон выковывается из стали - "железный дровосекразвитого социализмаВо многом эту неповторимую поэтику русского Ср. "открыли"поэты и художники русского концептуализма 1960 - 1980-х гг. (см. КОНЦЕПТУАЛИЗМ).

(62 баллов)