Какую роль играл Омск в жизни казахского населения Степного края?

0 голосов
30 просмотров

Какую роль играл Омск в жизни казахского населения Степного края?


История (14 баллов) | 30 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Омск - крупный образовательный центр Степного края.

       По мнению одного из деятелей движения «Алаш» С. Садвакасова, Омский уезд Акмолинской области был одним из самых просве­щенных регионов Казахстана. А город Омск стал одним из извест­ных образовательных центров практически для всего Казахстана. В 1789 году здесь была открыта Азиатская школа, которая готовила чиновников для колониального аппарата. В начале XIX века казах­ская аристократия начала отправлять своих детей в учебные заве­дения Омска.

В 1872 году в городе была открыта Омская учительская семина­рия, ставшая «кузницей» учительских кадров практически для Ка­захстана. Она готовила учителей для начальных училищ.

В Омске, Кокчетаве и Акмоле были открыты интернаты для казахских детей. Они содержались за счет пожертвований казах­ского населения. Каждая казахская волость обязывалась отправлять по 2 мальчика.

В 1882 году в Омске было открыто техническое училище, кото­рое готовило средний начальствующий состав для заводов и фаб­рик, а также для транспорта. В частности, это училище закончил уроженец Каркаралинского уезда, видный общественный деятель А. Бокейханов.

В Омской ветеринарно-фельдшерской школе также училось немало казахских детей. Это было единственное специальное учеб­ное заведение, готовившее специалистов для Казахской степи.

В конце XIX - начале XX веков в учебных заведениях Омска учились видные представители казахского народа: Алихан Бокей­ханов, Ахмет Байтурсынов, Айдархан Турлыбаев, Отыншы Альжанов, Жакып Акбаев, Райымжан Марсеков, Сеилбек Жанайдаров, Асылбек, Муратбек и Мусылманбек Сеитовы, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Кошке Кеменгеров, Смагул Садвакасов, Бирмухамед Айбасов, Амре Исин, Мукан Айтпенов, Ныгмет Нурмаков и многие другие. Все они внесли достойный вклад в дело народного просвещения, национально-демократического движения в крае, а также научного изучения своей родины. Абсолютное большинство из них впоследствии были репрессированы Советской властью.

(276 баллов)