Первый бал Наташи Ростовой» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего
мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с
музыкой, цветами, танцами, государем, «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых
руках и шеях» .
Внешний облик самого бала — это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, «царица
Петербурга, графиня Безухова» , «танцор-адъютант, начавший бал» , — все это, «смешавшееся в одну блестящую процессию» . Но
это не просто обыкновенный петербургский бал — это «первый бал Наташи Ростовой» , на котором мы встречаем сразу всех
основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера.
Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на
этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во
взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути, которых не раз пересекутся. Князь Андрей сыграет
немаловажную роль в судьбе Наташи.
Бал — одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним
Бориса Друбецкого — первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не
воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней «Борис перестал бывать у Ростовых» . В этом есть некая
символичность: Наташа, отвергая Бориса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство.
Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивает еще детское возбужденное состояние
Наташи, не раз используя в ее описании слово «девочка» и изображая ее с «благодарной детской улыбкой» . Толстой
подчеркивает, что именно это состояние «более всего шло к ней» . Именно такую Наташу, «с ее удивлением, радостью и
робостью, и даже с ошибками во французском языке» , полюбил князь Андрей.
Автор дает нам возможность сравнить главную героиню «с царицей Петербурга» — Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с
ее «худыми руками и плечами» , «неопределенной грудью» , не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей,
поскольку в ней было то, что «не имело на себе общего светского отпечатка» .
Но «девочкой» Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: только ребенку присущи настолько сильные чувства,
переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает «на той высшей ступени счастья,
когда он делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность несчастья, зла и горя» . «Выражение лица Наташи, готовое
на отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств» и помогало читателю проникать во внутренний мир
главной героини.
Автор мастерски изображает переживания Наташи, Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с
описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал, и Наташа впервые представляет, что ей предстоит
увидеть и пережить. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не
сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты, — психологический комментарий автора здесь очень
выразителен» . И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.