О внимании властей к вопросам просвещения
могут свидетельствовать открытие все новых и новых университетов. Помимо единственного в России Московского
университета были открыты пять новых: Дерптский (1802), Казанский (1804),
Харьковский (1804), Виленский (1804) и Петербургский (1819).
Большими темпами открывались училища по
подготовке специалистов в различных областях (технические училища).
Министерство народного просвещения,
согласно политике императора Николая 1, очень сильно заботилось об увеличении
численности учебных заведений. Если в начале 19 века училищ существовало всего
158, то в середине 19 века было уже 130 начальных школ в каждой губернии.
Внимание властей к вопросам образования
можно объяснить тем, что государство было заинтересовано в специалистах разных
областей, в связи с развитием промышленного производства, научными открытиями и
достижениями и т.д.