В соответствии с двумя мировоззренческими позициями —
материалистической и идеалистической — еще в древней философии сложились
противоположные концепции происхождения жизни: креационизм и
материалистическая теория происхождения органической природы из
неорганической.
Сторонники креационизма утверждают, что жизнь возникла в
результате акта божественного творения, свидетельством чего является наличие в
живых организмах особой силы, управляющей всеми биологическими процессами.
Сторонники происхождения жизни из неживой природы утверждают, что
органическая природа возникла благодаря действию естественных законов. Позднее
эта концепция была конкретизирована в идее самозарождения жизни.
Концепция самозарождения, несмотря на ошибочность, сыграла позитивную
роль; опыты, призванные ее подтвердить, представили богатый эмпирический
материал для развивающейся биологической науки. Окончательный отказ от идеи
самозарождения произошел только в XIX в.
В XIX в. также была выдвинута гипотеза вечного существования жизни и
ее космического происхождения на Земле. Было высказано предположение, что жизнь
существует в космосе и переносится с одной планеты на другую.
В начале XX в. идею космического
происхождения биологических систем на Земле и вечности существования жизни
в космосе развивал русский ученый академик В.И. Вернадский.