Для дореволюционной детской литературы характерен идеалистический подход к проблеме сиротства. Как правило, сиротам встречается человек, который способен поддержать и помочь. Эти сироты добрые по своей натуре люди, которые на добро отвечают добром. Так, в повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко - повести о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России - писатель пишет от лица ребенка, у которого нет самого дорогого человека на свете. Рассказывает нам о нравственных исканиях, о том, что происходило в окружающем его мире после потери любимой, нужной каждому человеку женщины, матери. Жизнь Васи разделилась на две части, которые он определяет так: до смерти мамы и после. При жизни матери в доме царит уют и спокойствие, понимание и доброта. Вася помнит только хорошее, приятное его сердцу. Ему не хватает родительской ласки, несмотря на то, что рядом ещё один близкий и родной человек, отец. Непонимание со стороны погружённого в состояние печали отца плохо действует на ребёнка. Ему всего шесть лет, но, сколько он уже пережил. Дружба с Валеком и его больной сестрёнкой позволило мальчику заполнить пустоту, отвлечься от происходящего в семье. Для человека в любом возрасте необходимо общение, а для ребёнка тем более. Короленко своим произведением указывает нам, взрослым, что в тяжёлый жизненный момент мы должны поддерживать друг друга и ни в коем случае не оставлять человека в одиночестве. Каких жизненных сил стоило Васе выдержать потерю родного человека, эту неподъёмную для ребёнка ношу? Нельзя без волнения читать эту незабываемую повесть: она написана так правдиво, с таким горячим сочувствием и любовью к несчастным людям. В своих произведениях В. Короленко всегда боролся за правду. Он не мог равнодушно смотреть на страдания простого народа, горячо ненавидел зло, насилие, несправедливость. «Нельзя так жить, - говорили его повести, рассказы, очерки, - нельзя безропотно терпеть жестокую, несправедливую власть богатых над бедными. Нужно бороться за лучшую долю для всех честных тружеников на Земле, потому что «человек создан для счастья, как птица для полета».