В «Ревизоре», - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где большего всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеется над всеми». В основе сюжета комедии – переполох среди чиновников «Ревизор» - это аллегорический сюжет на религиозную тему. Главное событие, которого со страхом ожидают – это страшный суд. Ревизор – это Бог, а город, в котором все происходит, подразумевает человечество. Идея ревизии подразумевает нахождение всех нарушений и наказаний. Например, судья Ляпкин – Тяпкин является воплощением безразличного отношения к делу, абсолютного непонимания сути своей деятельности. В тоже время он далеко не саамы отрицательный персонаж, хотя он и берет взятки, как все чиновники, но оправдывает себя тем, что получает не деньгами, а борзыми щенками. Он заядлый охотник, слывет в городе вольнодумцем, потому что прочел пять-шесть книг, а это резко выделяет его из чиновничьей среды.
Земляника - обобщенный образ плута и мошенника, характерный для чиновника того времени. К своим попечительским обязанностям он относится спустя рукава, но изрядно наживается на всех богоугодных заведениях: больницах, приютах, богадельнях. Смотритель училищ Хлопов возглавляет просвещение. Он всего лишь титулярный советник, и маленький чин заставляет его перед всеми пресмыкаться и всего бояться. Главный конфликт произведения – это конфликт человека и судьбы. В этом поединке человеком руководит азарт. Чиновники хотят обмануть ревизора, но их обман им же и возвращается. Хлестаков – это воплощенный самообман, массовый гипноз, которому все рады поддаться, соблазн Греховный город породил ненастоящего ревизора, образовалась миражная интрига. Нечистая сила, которая сидит в человеке помрачает ему зрение и заставляет вертеться на месте. Автор заботиться о том, чтобы бес был изгнан из человечества и чтобы к моменту Второго Пришествия человек остался чист.