Своеобразно замерзают многие реки Восточной Сибири: лед образуется здесь сначала не на поверхности воды, а на дне в виде донного, или «внутриводного», льда. Быстрое течение и непрерывное перемешивание верхних и нижних слоев воды препятствуют образованию льда на поверхности.
В то же время на дне переохлажденная вода образует небольшие четные кристаллы на поверхности гальки и валунов. На этих ледяных пластинках слой за слоем нарастают новые, и пропитанная водой рыхлая ледяная масса обволакивает валуны.
Такой ком быстро увеличивается в размерах: иногда в течение суток на дне реки образуется слой мягкого рыхлого льда мощностью до 1 м. Затем хлопья донного льда всплывают на поверхность и в виде шуги уносятся вниз по течению.
Донный лед и шуга постепенно заполняют почти все речное русло и образуют так называемые зажоры, вызывающие подъем уровня воды. На поверхности таких рек лед образуется обычно на несколько дней позднее.
Многие небольшие восточносибирские речки промерзают к концу зимы до дна.
Однако на реках средних размеров русло заполняется льдом не на всем их протяжении, а лишь на самых мелководных участках — на перекатах. Именно в таких местах и образуются характерные для областей вечной мерзлоты речные наледи, или тарыны.