В разделах «Требования к знаниям» для каждого класса
описаны теоретические сведения, которыми должны овладеть учащиеся.
Основные теоретические понятия учащиеся должны уметь
письменно и устно объяснить (дать определение), привести пример и описать виды
(разновидности) понятий. Учащиеся также должны знать коммуникативные законы и
правила.
Знания учащихся по Теоретическим понятиям могут быть
проверены как устно, так и письменно.
В разделах «Требования к умениям» описаны умения,
которые учащиеся должны продемонстрировать в своей практической речевой
деятельности в учебных условиях или в условиях проведения
контрольно-измерительных процедур.
Не все содержание программы для того или иного класса
вынесено в разделы знания я умения - в эти разделы преимущественно вошли те
знания и умения, которые:
являются для данного класса базовыми,
соответствуют реальным коммуникативным потребностям
учащихся данного возраста,
могут быть выявлены в реальных учебных и внеклассных
условиях общения с детьми,
могут быть проверены в рамках
ко1ггрольно-н-шерительных процедур.
Те знания и умения, которые не вошли в перечень
обязательных в соответствующем классе, могут быть в принципе сформированы
только по окончании всего курса обучения в школе, то есть по завершении
обучения в одиннадцатом классе.
Естественно, коночной целью обучения культуре общения
является формирование устойчивых навыков культуры общения в коммуникативном
поведении учащихся. Навыки носят автоматизированный характер. Однако для
отработки навыков культуры общения при 1 часе в неделю у учителя крайне мало
возможностей. Навыки культуры общения рекомендуется закреплять, а во многом и
формировать по внеклассной и внешкольной работе с учащимися. На уровне навыков
учащиеся должны п первую очередь освоить такие виды речевой деятельности,
которые ежедневно используются
учащимися я школе и общении друг с другом ( устный
ответ, выступление с рефератом, учебный диалог, умение слушать, общение со
сверстниками, с мальчиками и девочками и под.). Эти виды деятельности постоянно
«тренируются» детьми в речевой практике, и учитель должен внести в них
необходимую коррекцию, обусловленную правилами речевого этикета и эффективного
общения.
Кроме того, на уровне навыков должны быть представлены
виды речевой деятельности, имеющие место или возможные во внешкольной, внеучебной
работе (общение на экскурсии, в музее, театре, на природе). Другими словами,
навыки могут быть сформированы только в тех коммуникативных ситуациях, которые
находятся под контролем учителя. Культура общения учащегося в семье, с
незнакомыми, на улице, на дискотеке и др. находится вне контроля педагога, в
этом случае она формируется на занятиях только в форме знаний и умений.