Крещение.Желая приобщить новорожденного к христианской
вере, родители несли его в церковь, где священник крестил его, опуская в
купель с водой. При этом нарекалось его имя.Опасаясь
воздействия нечистой силы (вера в сглаз и т.п.), люди стремились
окрестить ребенка как можно скорее. Среди крестьян ходили многочисленные
рассказы о несчастной участи душ детей, умерших некрещеными и не
имеющих вследствие этого покоя. Успокоить их можно было, лишь дав имя. А
хоронили таких детей на перекрестках дорог, где их могли «крестить»
прохожие.Перед уходом в церковь для совершения обряда крещения
повивальная бабка, производила над ребенком ряд магических действий:
купала его в корыте, наполненном проточной водой, сопровождая омовение
произнесением заговоров. Затем она одевала ребенка в разрезанную
отцовскую или материнскую рубаху (в соответствии с полом младенца) и,
поднеся к отцу для благословения, передавала ребенка куму, если это был
мальчик, или куме, если это была девочка.Для обряда крещения приглашали кумовьев. Приглашение восприемников совершалось отцом новорожденного.Главные
действующие лица при крещении — крестные родители или восприемники (то
есть принимающие ребенка из купели), в народе они именовались кумом и
кумой.В народе восприемники считались вторыми родителями
ребенка, его опекунами и покровителями. В них часто выбирали кого-либо
из родственников — взрослых, уважаемых и состоятельных. Приглашение в
крестные считалось честью, и отказ от кумовства оценивался как грех. Те
семьи, в которых дети часто умирали, приглашали в кумовья первого
встречного, считая, что его счастье перейдет новорожденному.Восприемники
несли иногда весьма значительные расходы. Кум покупал крест,
расплачивался со священником, кума должна была принести ребенку рубашку и
несколько аршин ситца или холста, а также полотенце священнику, чтобы
утереть руки после погружения ребенка в купель. По истечении шести
недель кума приносила ребенку пояс.Главная роль на крестинах
принадлежала не родному отцу новорожденного, который держался
изолированно, а крестному отцу, куму. У многих народов восприемничество
было делом наследственным, а крестный отец оставался постоянным лицом,
то есть крестил всех детей данной семьи.В русских свадебных
обрядах в различных местностях посаженный отец, которым обычно бывал
крестный жениха, именовался дружком, или дядькой, которым он часто и
являлся. В качестве свата он играл иногда большую, чем родной отец, роль
при выборе невесты.Обычай кумовства долгое время не признавался
православной церковью. До конца XV века участие кумовьев в церковном
обряде запрещалось. Восприемничество порождало отношения, подобные
родству, — кумовство. Ссору с кумовьями считали особым грехом, женщины
боялись показаться перед кумом босыми или простоволосыми. Зато обычно
снисходительно относились к близким отношениям между кумом и кумой, их
сожительство не считалось особым грехом. Естественно, такая народная
практика осуждалась православной церковью как противоречащая религиозной
морали. Но народный обычай устойчиво сохранялся, поэтому церковь пошла
на уступки и допустила к участию в церковном обряде крещения сначала
одного восприемника — крестного отца. И гораздо позднее ввела в обряд
крещения крестную мать, первоначально только для девочек. Пол
восприемника должен был соответствовать полу крещаемого ребенка.На восьмой день после рождения или ранее — если младенец слаб — совершалось крещение.При
мальчике восприемник (крестный отец, или кум) должен быть обязательно
православный, а при девочке — православная крестная мать.После
крещения совершается таинство миропомазания. Если в таинстве крещения
человек рождается для новой жизни — духовной, то в таинстве
миропомазания он получает благодать, укрепляющую силы крещеного человека
для прохождения этой новой жизни.