Если со Старшими кто-то ведет себя неподобающе, то Старший может сразу дать инструкцию, как вести себя следует.
Отношения родителей и детей одновременно и не сводятся к инструкциям, и без инструкций невозможны.Инструкции - один из естественных и необходимых элементов в общении родителей с детьми. Простые и четкие инструкции нужно в отношениях с маленьким ребенком, который не понимает сложных вещей и витиеватых обращений; понятные инструкции будут очень полезны, когда ребенок с вашей помощью осваивает любое новое дело или хотя бы в первый раз делает трудное упражнение из домашнего задания; твердные инструкции даются родителям ребенку, когда ребенок пробует не послушаться родителей, пока те обращаются к нему мягким образом.
Чем четче и спокойнее (без крика и возмущения) дается инструкция, тем с большей вероятностью она будет понята и выполнена. Если не сработало сразу - можно повторить еще раз, так же спокойно и еще более раздельно, внимательно глядя в глаза.
Если вдруг и это не сработало (бывает крайне редко), это уже объявление войны со всеми вытекающими. Или вы просто имеете дело с бестолковым, который не понимает ничего. Таких можно обойти стороной, как обходят стул или бешеную собаку.
В семьях, где дети приучены уважать родителей, дети выполняют поручения родителей так же, как сотрудники выполняют поручения шефа. А именно:
Когда шеф дает задание, сотрудник не спрашивает "А почему я? Почему мне?", а внимательно выслушивает, что нужно сделать, и уточняет детали. Если сотрудник не согласен с распоряжением шефа, он может перед выполнением спросить разрешения выразить свое мнение по этому поводу.
Порученное выполняется как следует и в срок. Если возникли затруднения, сотрудник не расстраивается и не бросает дело, а ставит шефа о происходящем в известность и далее действует по новым указаниям.
Порученный вопрос должен быть закрыт, то есть об исполнении руководству должно быть доложено и получено подтверждение о том, что сделано все и так, как следует. Форма такого вопроса не "Ну, все?", а "Нужно ли сделать что-то еще? Могу ли я помочь чем-то еще?"
Безусловный приоритет разговора со Старшим перед разговором с равными. Если к сотруднику обращается шеф, сотрудник не отвлекается на разговоры с коллегами или звонки из дома. Если к ребенку обращается отец или мать, ребенок не отвлекается на вопросы и разговоры с братом или сестром, пока родители не завершат свой разговор с ним.
Если шеф недоволен действиями сотрудника, сотрудник не обсуждает поведения шефа, а уточняет, что и как на будущее делать следует. Если старший недоволен младшим, младший не обижается и не переубеждает старшего, а расспрашивает, в чем причина, исправляет ситуацию и делает выводы на будущее. Если родители недовольны реакцией сына или дочери, сын или дочь не выражают ни расстройство, ни недовольное удивление типа "Предки, вы чего?", а внимательно выслушивают суть претензии, приносят извинения и делают что следует.