о Седьмой симфонии Шостаковича знают все, что она названа Ленинградская, что исполнялась в Большом зале филармонии 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде, а 5 марта 1942 г. в Куйбышеве (совр. Самара) состоялась премьера Седьмой симфонии. В зале присутствовали члены Правительства, советские и зарубежные журналисты, писатели А. Толстой, Е. Петров, И. Эренбург. На следующий же день микрофильм партитуры был отправлен за рубеж. 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке оркестром под управлением самого Тосанини. Началось ее победное шествие по земному шару.
9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты: в военной форме — Ясиневский, Прессер; защитники из ополчения — Шах, Сафонов, Аркин. Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке (за день до этого Элиасберг искал картошку, чтобы накрахмалить белый воротник и манжеты). Под потолком, не взирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры. Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили — они были абсолютно уверены, что город мертв. Драматургия симфонии, основанная на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия, пронизана страстным пафосом обличения милитаризма. Когда оркестр заиграл финал, зал встал.
Интересна история создания этой симфонии. Неизвестно когда именно, в конце 30-х или в 1940 году, но во всяком случае еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему — пассакалью, сходную по замыслу с Болеро Равеля.