Свой роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский писал
в сложный для России исторический период. Отмена крепостного права дала людям
призрачные свободы и, весьма ощутимо, наградила трудностями. Городской и
деревенский люд страдал от нищеты, голода и болезней. Немудрено, что в среде
образованных людей, к которой автор причислил главного героя Родиона
Раскольникова, зрел бунт. Это были первые предпосылки революционных взглядов.
Люди изнывали под гнетом лишений, в то время как господа «бесились и жирели» от
роскоши.
Еще в студенчестве Раскольников вывел свою идею разделения
общества на «особых людей». Человеческие существа, по мнению Родиона не
приносившие ничего светлого в мир и плодящие лишь зло и нужду, попали под
категорию «обыкновенных людей». Иных,
способных сказать свое слово или внести вклад в историю, радеющих за судьбы
мира, Раскольников причислил к «необыкновенным людям». Своей картиной мира
«философ» поделился с петербуржцами в газете. Там бы и остаться крамольной
меже, но жизнь распорядилась иначе.
Мир людей, окружавших Раскольникова, близких и любимых им,
несся под откос. Мать его нуждалась, а сестра попала в лапы к соблазнителю. Его
соседи Мармеладовы теряют кормильца, а их дочь Софья получает желтый билет и
идет на панель. Горька и трудна их дорога к счастью. Философская теория героя
получает продолжение. Он, поправ заповедь «не суди, да не судим будешь», решает
поправить положение сразу нескольких человек, ценой жизни одного.
Нехитрый и роковой выбор пал на старуху процентщицу.
Являясь, крайне неприятной особой, доводящей знакомых Родиона до отчаяния, беря
кабальные проценты – старуха подвела черту своей жизни. Достоевский, не
понаслышке знакомый с жизнью каторжан, поставил целью своего романа изучение
«психологии убийства». Его герой не в одночасье берет топор и обрывает жизнь.
Отчаянному поступку предшествует череда событий и душевных терзаний.
Раскольников посещает жертву, словно стараясь переполнить ядом портрет старухи.
Он обдумывает и примечает каждую деталь финального визита. Но, даже, решившись,
герой попадает в непредсказуемую ловушку судьбы. Обагренный кровью старухи
топор, обрывает еще одну жизнь. Виной тому становятся деньги, которых
Раскольников долго не мог сыскать, трясущийся от созданной им картины смерти.
Совершив задуманное, Раскольников не чувствует
удовлетворения. Кровь на руках заставляет его переосмыслить свою теорию.
Относит ли он теперь себя к категории «необыкновенных» людей? Его «благое
дело», породило дорогу в Ад для души. Терзаемый виной, герой обращается за
помощью и поддержкой к своей возлюбленной Сонечке Мармеладовой. Он, все еще
уверенный, что избавил мир от скверны, что деньги, окропленные кровью, принесут
избавление от страданий, получает совет покаяться. Не вняв совету «чистой
души», Раскольников погружается в бездну терзаний.
Возможно, долгие разговоры со следователем помогли
Раскольникову осознать полноту преступления. Картина убийства дополнилась
мыслями и чувствами, взглядом со стороны. Родион узрев принесенные
им в мир страдания, раскаивается и признает вину. Каторга станет для героя
школой познания добра и зла. Он поймет относительность своего «блага», он
научится видеть в падших свет. Обращение к Богу и забота Сони, сопровождавшей
его на каторгу станут бальзамом, который успокоит мятежную душу.
Достоевский усложнил и насытил прототипами образ
Раскольникова до неприятия современниками. Сам пройдя каторгу, став слушателем
судебных процессов, писатель рисует портрет преступника изнутри, пытаясь явить
миру человека, чья душа гибнет. Выворачивая эту душу наизнанку, призывает нас
не кануть в пучину греха, не плодить порок кидая камни. Сострадая павшему,
пройдя его дорогой, мы учимся понимать боль, мы учимся прощать.