Мультимедиа (англ. multimedia, от лат. multum — много и media, medium — средоточие, средства) — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в интерактивном режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и др.) , организованными в виде единой информационной среды.
Данные мультимедиа могут включать в себя самые разнообразные формы естественной информации и могут обеспечивать возможность произвольного интерактивного доступа к их элементам. Поскольку информация представлена в различных формах, мультимедиа увеличивает пользовательский опыт и позволяет быстрее усваивать информацию.
Мультимедиа находит различное применение, включая образование, медицину, производство, науку, искусство и развлечения.
В образовании, мультимедиа используется в учебных курсах, базирующихся на информационных технологиях (медиаобразование) .
В производстве, особенно в механической и автомобильной промышленности, мультимедиа, прежде всего, используется на стадии проектирования. Это позволяет, например, инженеру рассматривать изделие в различных перспективах, производить другие манипуляции, прежде, чем приступать к производству (автоматизированное проектирование) .
В медицине мультимедиа применяется в процессе обучения хирургов (виртуальная хирургия) . В науке мультимедиа главным образом используется для моделирования различных процессов. Например, ученый может средствами мультимедиа создать молекулярную модель специфического вещества и управлять ей с целью достижения нового качества.
В искусстве наиболее яркими примерами мультимедиа являются специальные эффекты в кино, компьютерная мультипликация и трехмерная графика. Особого следует отметить «мультимедиа-художников» , умы которых в состоянии смешать различные методики, используя различные формы представления информации, которые, к тому же, могут включать в себя способы взаимодействия со средством просмотра. Примером может служить творчество Питера Гринуэя, который сочетает в своих работах кино с оперой и другими видами искусства и формами представления информации.
В области развлечений ярким примером мультимедиа являются компьютерные игры. Это приложения мультимедиа, которые позволяют пользователям активно участвовать в их работе, вместо того, чтобы быть только пассивными получателями информации. Такую форму мультимедиа еще называют диалоговой мультимедиа. В среде мультимедиа активно используются такие приборы ввода информации, как джойстики и датчики различных конструкций, в качестве устройства вывода — акустические системы (наушники) , видеомониторы. Различные компоненты мультимедиа могут объединяться в общий комплекс, называемый виртуальным миром. Он представляет собой среду, которая воспринимается пользователем подобно действительности. Эта методика используется в некоторых играх, а также тренажерах полета для обучения пилотов.