Юрий Ракша родился в Уфе в 1937 году. Накрепко запало в память голодное военное детство. Жажда рисовать привела пятнадцатилетнего оборвыша с барочной окраины Уфы в Москву.
Получив специальность художника кино, 15 лет жизни отдал киностудии «Мосфильм» . Ракша служил двум музам – кино и живописи – это породило в его творчестве параллели: фильм «Время, вперёд! » и полотно «Моя мама» , лента «Восхождение» и картины на темы войны, съёмки «Дерсу Узала» пейзажный цикл о Приморье. Его фильмы и картины объединяет одна тема – тема Отечества. Последняя работа художника – триптих «Поле Куликово» .
Триптих – произведение живописи, состоящее из трёх полотен, объединённых одной темой, составляющих единое целое.
Изучая документы, вчитываясь в художественные произведения, посвящённые битве, посетив Куликово поле, художник решил, что не будет писать саму битву, а напишет три главных момента перед решающей битвой: благословение на бой, проводы ополчения и предстояние.
Художник задумал показать обыкновенных людей в решающий момент их жизни, готовых на подвиг. За две недели до смерти, 16 августа 1980 года, художник сделал в дневнике запись: «Этот мой триптих не просто извлечение из прошлого. Напротив. Это моё сегодняшнее обращение к ним, тем, которые пали за нас. О том, что мы живы, что мы есть, что мы сильны, что мы едины и миролюбивы, что мы многому научились. И они тогда не зря пал. Дух наш не оскудел, мы и сейчас можем собраться. Нам надо держаться вместе» .
Левое крыло триптиха называется «Благословение на битву» .
Возле стен монастыря стоит, опустившись на правое колено, великий князь Дмитрий Иванович, положив руку на сердце и склонив голову перед мудрым старцем Сергием Радонежским. Суровы оба… Знает старик, на что посылает князя-воина, на какое дело благословляет его, знает и князь, что его ждёт. Даже дети понимают, что огромная беда пришла на русскую землю. А вдали – от холма к холму, от леса к лесу – за реки и озёра тянется эта земля, огромная и несчастная, которую надо закрыть собой.
Правое крыло – «Проводы ополчения» . Об этом полотне мы поговорим сегодня более подробно. Великое русское войско ранним утром покидает город Москву. Уходят на битву все, кто может держать оружие. На переднем плане мы видим тех, кто остаётся. Это женщины, старики и дети. Они вышли проводить ополчение.
Ракша хотел показать единое стремление русских постоять за родную землю. Поднялся весь народ: и опытные воины, и ремесленники, и крестьяне, и торговцы – все, кто мог держать оружие.
Показав женщин и детей на переднем плане автор хотел передать их эмоциональное состояние перед судьбоносным сражением. Они любят, верят и поддерживают тех, кто шёл на битву.
Русские воины шли защищать, а не разорять. И в этом их превосходство духовное. Именно это показал художник.
Возникает ощущение тревоги за ратников, сочувствия тем, кто вышел провожать близких… Появляется чувство гордости за свой народ.
Прежде всего привлекает внимание молодая женщина в богатых одеждах – видно, боярская или княжеская дочь. Она застыла в величественной позе, в глазах тоска. Одной рукой она обнимает сынишку, пытаясь удержать его от плача. Другая её рука там, где бьётся сердце ещё не рождённого ребёнка.