Уж так устроен человек, что один из главных занимающих его вопросов — вопрос «Что будет?». Каким будет будущее — светлым, мирным, счастливым, полным беззаботной радости и детского смеха или, наоборот, черным, горьким и безрадостным?
Подобные вопросы вряд ли предполагают точные однозначные ответы. Ведь будущее отделено от нас непреодолимой стеной времени. Издревле человек стремился преодолеть время и заглянуть в свое «завтра». Но можно ли предугадать пути развития человечества?
Страстное желание заглянуть за завесу времени присуще уже писателям античности. Например, стремление к микропорядку, в котором все зависело бы от всеведущей власти, древнегреческий философ Платон воплотил в своем труде «Государство». Основной идеей этого сочинения стала идея о создании идеального политического строя.
Платон считал, что существование человека невозможно вне общественно-политической жизни.
Описанное Платоном государство состоит из трех сословий: правителей, стражей и трудящихся — крестьян, ремесленников, торговцев и т.д. У каждого сословия есть свой круг занятий и представители каждого из сословий должны в совершенстве владеть своим мастерством: правители-философы — управлением, стражи — охраной государства от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники — производством материальных благ для себя и для первых двух сословий.
Каждому сословию соответствуют свои этические добродетели: правителям-философам — мудрость, стражам — мужество, крестьянам и ремесленникам — послушание. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает справедливый государственный строй. Государственному строю и идее справедливости соответствует человеческая душа, состоящая из трех частей: разумной, вожделеющей и растительной. Чтобы искоренить корыстолюбие и алчность, Платон предлагал ликвидировать частную собственность