Внутренняя речь — это субъективный язык-посредник, с помощью которого замысел переводится во внешнюю речь (Н.И. Жинкин). На основе переструктурирования через семантический план строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т.е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев как у детей, так и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи. Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком. Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая речь — психологически наиболее простая и естественная форма речи — возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительными чертами диалогической речи являются:
— эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
— ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли, грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности.
При отклонениях речевого развития от нормы монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте (Р.Е. Левина, 1961). При недоразвитии устной речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.