Один индийский царь велел собрать всех слепых и, когда они пришли, велел им показать своих слонов. Слепые пошли в конюшню и стали щупать слонов.
Один ощупал ногу, другой - хвост, третий - репицу, четвёртый - брюхо, пятый - спину, шестой - уши, седьмой - клыки, осьмой - хобот.
Потом царь позвал слепых к себе и спросил:
- Каковы мои слоны?
Один слепой сказал:
- Слоны твои похожи на столбы. - Этот слепой щупал ноги.
Другой слепой сказал:
- Они похожи на веники. - Этот щупал хвост.
Третий сказал:
- Они похожи на сучья. - Этот щупал репицу.
Тот, что щупал живот, сказал:
- Слоны похожи на кучу земли.
Тот, что щупал бока, сказал:
- Они похожи на стену.
Тот, что щупал спину, сказал:
- Они похожи на гору.
Тот, что щупал уши, сказал:
- Они похожи на платки.
Тот, что щупал голову, сказал:
- Они похожи на ступу.
Тот, что щупал клыки, сказал:
- Они похожи на рога.
Тот, что щупал хобот, сказал, что они похожи на толстую верёвку.
И все слепые стали спорить и ссориться.
Очень хорошая басня, читая такие произведения детям, родители формируют у них потенциал развития собственного мышления (вне зависимости понимают они сами это или нет). Наверное именно потому, что мы выросли на таких рассказах, а не на импортных сказках у нас не всё так плохо с мозгами.
Я на своём опыте заметил, что чем ограниченнее человек, чем уже его взгляды и меньше мера понимания, тем более категоричны его суждения и выводы. В произведении Л.Н.Толстого это тоже хорошо показано где такие люди стали спорить и ссориться.
При должном объяснении ребенок не станет одним из таких слепцов. :)
ЗЫ
Одно время в скайп чатах поднимался вопрос, о том как понимать одну из цитат ВП СССР ("Мертвая вода" т.1 стр. 68):
"Если кто либо делает дело и не в состоянии говорить во всех без изключения случаях многогранную правду, то он делает по существу другое дело, а для этого дела он слаб; ему лучше на время отойти от дела и заняться укреплением себя, ибо всякая его ложь всегда - часть другого дела, вне зависимости от его деклараций и намерений: то есть он - либо враг, либо биоробот врага этого дела, либо "слуга" двух господ."
Я считаю, что произведение Л.Н.Толстого аналог этой цитаты, выраженный в художественных образах.
Если кто либо собрался делать (или уже делает), какое либо дело /слепой формирует образ слона/ и не в состоянии, увидеть всю многогранную правду /как те слепые которые "видят" только "одну грань" в представлении слона/, то он делает по существу будет делать (или уже делает) другое дело, а для этого дела он слаб /слепой из рассказа слаб для составления образа слона/, и ему лучше на время отойти от дела и заняться укреплением себя /умному слепому стоит выйти из спора, послушать других и самому подумать/ ….
Применяя такой алгоритм, умный слепой, сможет довольно точно сформировать образ слона, близкий к тому как это видит зрячий.
Частично это произведение образно демонстрирует и ещё один основополагающий принцип:
"Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру не понимания на того, кто понимает больше".
Если любой из слепых на основе своих данных начнёт действовать в отношении слона, то его действия могут быть не просто ошибочными, но и запросто могут быть использованы в своих целях индийским царём, тогда как слепые этого даже не поймут.
Интересное произведение, родителям очень рекомендую читать детям такие рассказы перед сном, (очень желательно ребенку ещё и объяснить суть произведения хотя бы один раз, далее можно просто перечитывать). Но в любом случае эта информация загрузится в подсознание и будет оказывать своё благотворное воздействие всю его последующую жизнь.
Желаю удачи.