Григорий с предельной ясностью видит бесполезность войны. И все же для
него не существует иного выбора, как продолжать сражаться на стороне
белых, и в следующем бою он приводит свою дивизию к впечатляющей победе,
оказав большую помощь генералу Сутулову.
Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, которое
отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы!» - говорит
он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - «Все они ярмо на
шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона
против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он
думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний,
переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась
душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась
насмешливой, мудро-простой». Григорий приходит к пониманию, что «у каждого
своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на
жизнь - всегда боролись люди и будут бороться... Надо биться с тем, кто
хочет отнять жизнь, право на нее». Но и такая правда жизни все-таки ему не
по нутру. Он не может равнодушно смотреть на неубранную пшеницу,
нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от
непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную
войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для
семьи?
Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то
уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о
семье, все безразличнее становится к себе.
Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелеховым переворот. Его
насильно мобилизуют в красную армию…
С самого начала поиски правды Григорием приобретают явный
социально-политический оттенок, потому что ему приходиться выбирать между
двумя различными формами правления. То, чему он отдает предпочтение,
определяется как историческими, социальными и экономическими особенностями
его природной казачьей среды, так и его личными качествами, которые
частично коренятся в его среде, а частично присущи ему как личности.
Судьба Григория представляла собой сложную проблему для критиков. Им
пришлось объяснять, почему главный герой пришел к концу своей жизни
противником большевиков. Одна группа критиков выдвинула тезис о том, что к
концу романа Григорий перестал быть типичным представителем своего
социального слоя. Другая группа критиков разъясняла, что Григорий так и
закончил свой путь потому, что он оторвался от народа. Советские критики
не достигли согласия по вопросу о том, почему Григорий отошел от Советской
власти.