Одержав победу в Пограничном сражении, германские армии, сметая оборону противника у Ле-Като, Неля и Пруйяра, Сен-Кантена и Гиза, стремительно шли вперёд, намереваясь обойти Париж с запада и взять французскую армию в огромный «котёл».
Но для завершения операции по обходу Парижа и окружению французской армии у немцев просто не хватило сил. Войска, пройдя с боями сотни километров, вымотались, коммуникации растянулись, нечем было прикрывать фланги и возникающие бреши, резервов не было, маневрировать приходилось одними и теми же частями, гоняя их туда-сюда, поэтому Ставка согласилась с предложением командующего первой армии, совершавшей обходной манёвр, фон Клюка, сократить фронт наступления и не совершать глубокий охват французской армии в обход Парижа, а повернуть на восток севернее французской столицы и ударить в тыл основным силам французской армии.
Но поворачивая на восток севернее Парижа, немцы подставляли свои правый фланг и тыл под удар французской группировки (6-я армия с приданными частями) под командованием генерала Галлиени, сосредоточенной для обороны Парижа.
Прикрыть правый фланг и тыл было нечем: второго корпуса и конная дивизия, изначально предназначавшиеся для усиления наступающей группировки, были отправлены в Восточную Пруссию, на помощь терпящей поражение восьмой германской армии. Тем не менее, германское командование пошло на роковой для себя манёвр: повернуло войска на восток, не доходя до Парижа, надеясь на пассивность противника. Но французское командование не преминуло воспользоваться предоставившейся возможностью и решило ударить в неприкрытые фланг и тыл первой германской армии фон Клюка.