Строительство железных дорог в России началось в царствование Николая I, когда путями сообщения заведовалП. А. Клейнмихель. По свидетельствумаркиза де Кюстина, Николай считал главной проблемой России её бескрайние расстояния и был намерен использовать для её решения современные технологии, импортированные из Западной Европы, вкупе с неограниченным людским ресурсом абсолютной монархии.
Если не считать нижнетагильскойпромышленной железной дорогиЧерепановых, первая железная дорога вРоссийской империи построена в 1837 году по маршруту «Санкт-Петербург —Царское село» (на 12 лет позже первой железной дороги в мире, появившейся в Великобритании в 1825 году). Финансировал строительство миллионерА. А. Бобринский, а вёл его австрийский инженер Герстнер. В 1840-е годы строится гораздо более протяжённая Николаевская железная дорога, соединившая два крупнейших города империи — Санкт-Петербург и Москву.
Против строительства железных дорог выступали владельцы дилижансов, доказывавшие, что в России этот вид транспорта никогда не получит распространения.