1) Поэтические образы. Образы природы. Тихий пруд, над
которым склонились березы, невелик. Его размер измерен участком неба всего-то в
три звезды, просвечивающие сквозь ветви. Образ луны. Не на небе, а огромной и близкой, отраженный в
спокойной воде в образ золотой лягушки (не не сказочной ли царевны, ждущей когда к ней
прилетит стрела?) Образ старого дерева, клена, своей листвой ассоциирующегося с пышной шевелюрой поэта. Образ постаревших родителей, грустно прижимающихся к листве
этого клена, напоминающего им непрочно стоящего на ногах сына. Может, он тепло
грустит, как и мать, глядя на знакомые звезды? Образ звенящей пурги, не пускающей
поэта в этот родимый дом, заметающей ему дорогу. Образ самого поэта, одной
ногой стоящего в заветном мире, хранящего его в своем сердце перекликается с
образом сторожа-клена. (С этим кленом сам
поэт себя неоднократно будет сравнивать). И все это создает образ "Голубой
Руси" - т.е Родины, родного места, покрытого голубой дымкой детских
воспоминаний.
2) Стилистические фигуры. Пожалуй, основным приемом является олицетворение. (И это не просто очеловечивание природы, но и обратный процесс – слияние природы и
человека.). Березняк теплит материнскую грусть. Подобно отдыхающему человеку
распласталась луна. Седина пролилась. Пурга поет. Клен стережет. О единстве
мира говорят и сравнения: Седина – яблонный цвет. Ствол клена – нога, его крона
– голова. И это уже метафора, как и в три звезды березняк, дождь листьев, луна –
лягушка. Эпитеты: Родимый дом, голубая Русь, золотая лягушка, тихая вода. И
старый в определении клена, это не только возраст дерева, а опыт сторожа.
3) Поэтическая фонетика. Настроение покоя, напевности создают
(ассонанс) часто употребляемые слоги ла. ол, ло, причем последние звучат как [а].
Сочетание букв с-т-р передает (аллитерация) поскрипывание дерева, а повторение «не
скоро, не скоро» вызывет ассоциацию с карканьем ворона. И в произношении
рязанца неправильные рифмы ( русь–грусть, дождь – похож) исправляются. Ведь сельский
житель скажет: русь-грусьсь, дошш –похош!
4) Стихотворный размер. Трехстопный (анапест) с ударением на
последнем слоге служит плавности и напевности стиха.!
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥