Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит...

0 голосов
119 просмотров

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.



Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.



Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.



И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.


Указать:
-образы,
- стилистические фигуры,
-поэтическую фонетику,
-стихотворный размер


Литература (38.0k баллов) | 119 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

1) Поэтические образы. Образы природы. Тихий пруд, над которым склонились березы, невелик. Его размер измерен участком неба всего-то в три звезды, просвечивающие сквозь ветви. Образ луны. Не на небе, а огромной и близкой, отраженный в спокойной воде в образ золотой лягушки (не не сказочной ли царевны, ждущей когда к ней прилетит стрела?) Образ старого дерева, клена, своей листвой ассоциирующегося с пышной шевелюрой поэта. Образ постаревших родителей, грустно прижимающихся к листве этого клена, напоминающего им непрочно стоящего на ногах сына. Может, он тепло грустит, как и мать, глядя на знакомые звезды? Образ звенящей пурги, не пускающей поэта в этот родимый дом, заметающей ему дорогу. Образ самого поэта, одной ногой стоящего в заветном мире, хранящего его в своем сердце перекликается с образом сторожа-клена. (С этим кленом сам поэт себя неоднократно будет сравнивать). И все это создает образ "Голубой Руси" - т.е Родины, родного места, покрытого голубой дымкой детских воспоминаний.

2) Стилистические фигуры.  Пожалуй, основным приемом является олицетворение. (И это не просто очеловечивание природы, но и обратный процесс – слияние природы и человека.). Березняк теплит материнскую грусть. Подобно отдыхающему человеку распласталась луна. Седина пролилась. Пурга поет. Клен стережет. О единстве мира говорят и сравнения: Седина – яблонный цвет. Ствол клена – нога, его крона – голова. И это уже метафора, как и в три звезды березняк, дождь листьев, луна – лягушка. Эпитеты: Родимый дом, голубая Русь, золотая лягушка, тихая вода. И старый в определении клена, это не только возраст дерева, а опыт сторожа.

3) Поэтическая фонетика. Настроение покоя, напевности создают (ассонанс) часто употребляемые слоги ла. ол, ло, причем последние звучат как [а]. Сочетание букв с-т-р передает (аллитерация) поскрипывание дерева, а повторение «не скоро, не скоро» вызывет ассоциацию с карканьем ворона. И в произношении рязанца неправильные рифмы ( русь–грусть, дождь – похож) исправляются. Ведь сельский житель скажет: русь-грусьсь,  дошш –похош!

4) Стихотворный размер. Трехстопный (анапест) с ударением на последнем слоге служит плавности и напевности стиха.! 

∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥

∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥

∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥

∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥


(114k баллов)