(1) Саша Величко работал вместе с отцом и
бабушкой Мартой в цирке. (2) И понимал толк
в красоте, потому что, будучи семиклассником,
влюблялся во всех красивых девчонок всех горо-
дов, где работал их цирк.
(3) – Еще одна Мальвина! – говорила ему
Марта, когда он приводил в гости свою очеред-
ную знакомую. (4) И Саша обижался…
(5) А потом был такой разговор.
2. (6) – Представь, – сказала ему Марта, – что
перед появлением на свет у человека есть пра-
во выбрать себе внешность… (7) Ну, как пальто
купить… (8) И каждый ищет себе лицо получ-
ше, потому что найти такого, кто готов стать
добровольно уродом или даже просто обыкно-
венным, нельзя. (9) И вот стали все красивые
до умопомрачения.
3. (10) – До умопомрачения ни к чему, а так –
очень хорошо, – уточнил Саша.
(11) – Все теперь Мальвины, и ты тоже краси-
вый человек, – засмеялась Марта. (12) – Но тебе
нужна одна, всего одна. (13) Выбрать по внеш-
ности совершенно невозможно, потому что –
повторяю, дурачок! – все Мальвины.
4. (14) – Они все красивые, но разные! (15) В
чем проблема? – напористо спросил Саша.
(16) – А проблема в том, что любят и некра-
сивых, и больных, и увечных, а красивых под-
час никто не любит. (17) Понимаешь, дурачок?
(18) Нет обязательной связи между красотой и
любовью. (19) И это давно известно, что только
глупые люди стали бы в очередь за лицом во имя
любви. (20) Вот когда приведешь к нам в дом
обыкновенную девочку, а не Мальвину, я пойму,
что ты уже это понял.
5. (21) – Не понял, – сказал он, – почему кра-
сота – плохо?..
(22) – Разве я тебе об этом? (23) Я тебе о
том, что красота – по другому ведомству, чем
любовь… (24) Красота – по ведомству доспехов,
а любовь – по ведомству души… (25) Изменяйся,
дружок, изменяйся!
6. (26) А как? (27) А зачем? (28) Он был вполне
довольным семиклассником. (29) Но изменить-
ся все-таки пришлось. (30) Началось с того, что
как-то он увидел во время репетиции акробатку
Надю. (31) У нее все не ладилось. (32) Надо ска-
зать, она вообще не была талантливой циркач-
кой. (33) Она была старательной мученицей, а
может, фамильной фанатичкой (ее семья работа-
ла в цирке лет сто, не меньше). (34) Надя работа-
ла натужно, с трудом, с огромным напряжением,
горячо надеясь на успех, но ее выпускали только в
начале программы. (35) Он увидел, как она сиде-
ла на манеже, вытянув ноги, опершись на локти,
и была такая измученная, такая уродина с выпу-
ченными глазами и свистящим дыханием, что у
него, пробегавшего мимо нее, замирало сердце
от какого-то пронзительного открытия. (36) Ему
захотелось что-то для нее сделать… (37) Спалить
дотла все цирки на земле… (38) Или пойти, как
цыгану, по белому свету и искать, и искать, и
искать где-то спрятанный талант, чтоб отдать ей.
(39) Он сел рядом, вытянув ноги и опершись на
локти, и стал ее, замученную до крайности, сме-
шить, как он умел. (40) У нее не было сил сме-
яться, и она только тихо, с хрипотцой, с натугой
бормотала: «Ох! Не надо! Не надо!». (41) Потом
Надя снова и снова работала, изнемогая до слез,
и все ее движения, старательно выученные,
отдавались в нем болью. (42) У него и мускулы
заболели, и позвоночник, и каждая клеточка,
и любой ее пируэт в воздухе был его пируэтом.
(43) У Нади – остренький нос и глаза с корот-
кими и редкими ресницами, и зубы у нее были
мелкие, как кукурузные зерна.
7. (44) Он любил ее долго, трудно, мучитель-
но, как никого раньше. (45) Целый год.
КАК САША УБЕДИЛСЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ СЛОВ. ЧТО КРАСОТА- ПО ВЕДОМСТВУ ДОСПЕХОВ, А ЛЮБОВЬ- ПО ВЕДОМСТВУ ДУШИ?