Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы. Попытки замены урока другими организационными формами пока остаются на уровне эксперимента. Как любая педагогическая категория урок имеет свои характерные признаки:
· урок проводится со стабильной группой учащихся определенного возраста и более или менее одинакового уровня подготовки; урок ограничен во времени; обычно он продолжается от 35 до 45 мин.
Урок выполняет определенные функции:
· образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и навыков;
· воспитательные, решающие задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового, санитарно-гиги-енического воспитания;
· развивающие, решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологической, этической, эстетической и санитарно-гигиенической культуры, творческих способностей, навыков учебного труда.
Вместе с тем отмечаем, что такое деление функций урока условно. Как правило, они выполняются комплексно. В самом деле, именно в процессе формирования и развития экологических знаний и умений идет и экологическое воспитание, и развитие экологической культуры. Этот комплексный процесс не может не отразиться на усвоении этических норм, на воспитании патриотических чувств. Мировоззрение не может развиваться без формирования научных знаний. Подобные примеры взаимосвязи разных функций урока можно продолжить.