В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги.
Целью подобного потребления является получение удовольствия и
удовлетворения потребностей.
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют:
Личностные факторы: возраст, этап жизненного цикла, экономическое
положение, психологические факторы, культурные, социальные факторы.
Данные вопросы с экономической точки зрения решаются в рамках теории
потребления.
Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей
на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных
благ.
В широком смысли слова потребности человека безграничны, и они постоянно
меняются. Даже трудно представить, что когда-нибудь могут быть
удовлетворены все потребности. Это невозможно хотя бы потому, что
во-первых, ресурсы неравномерно размещены на нашей планете, во-вторых,
даже в самых благополучных странах потребности людей не могут быть
полностью удовлетворены. Количество благ, товаров и услуг, в которых
испытывают потребность люди, непрерывно растет и расширяется, как в
количественном так и в качественном отношении.
Процесс использования благ с целью удовлетворения потребностей
называется потреблением. Понять правила, по которым покупаются те или
иные блага, можно с помощью теории предельной полезности, главная идея
которой состоит в том, что ценность товаров и услуг определяется их
полезностью для потребителя.
Учитывая, что доход потребителя ограничен, будем считать, что покупатель
ведет себя на рынке разумно, пытается использовать свой доход с
наибольшей пользой для себя. Если он может приобрести только
ограниченный набор товаров, он будет стремиться приобрести такой набор,
который принесет ему наибольшую полезность. Спрос зависит от цен на
товары и услуги, от доходов, от вкусов и предпочтения потребителя.
В мире, в котором размер прибыли его хозяев прямо и непосредственно
зависит не от того, насколько большую ее часть им удается отобрать у
собственных рабочих, а от уровня жизни всего населения (включая и тех
самых рабочих), его способности и желания покупать все, что
производится. Этот мир иногда называют обществом потребления. Именно
потребление давно стало главным стимулом работы отдельного человека и
развития производства и экономики в целом.