Общая особенность шукшинского творчества такова, что в нем активизируются композиционная и стилистическая сторона дискурса. Игнорируя их, легко свести творчество этого писателя к серии любопытных анекдотов или сцен. Сюжеты шукшинских рассказов
всегда динамичны, в центре их – остроконфликтная ситуация, где конфликт
заключается в несовпадении героя со средой, другими людьми. Герой
Шукшина в большинстве случаев – самобытная личность,
человек, остро чувствующий несправедливость и наделенный душевной тягой
к прекрасному. Окружающие же его люди этих качеств лишены.
Часто герой протестует
против жизненной рутины, мещанства бессознательно, как киномеханик
Князев из рассказа «Чудик». В иных случаях, как в рассматриваемом
рассказе «Обида», герой пытается понять, в чем причина людской
черствости. Такой конфликт сродни конфликту позднего чеховского
творчества, где герой оказывается не удовлетворен ограниченностью
ролевого поведения, навязываемого ему обществом, средой. Но если у Чехова
конфликт между ролью и личностью только констатируется, то у Шукшина
герой стремится реализовать свою самобытность, личность
самоутверждается. Соответственно, и среда, по закону ответного действия,
начинает проявлять свою агрессивность, начинает героя подавлять. С этим
связан динамизм шукшинских сюжетов – в противоположность тем же
чеховским, где доминирует статика, ничего как бы не происходит. Попутно
заметим, что динамика сюжета у Шукшина создается за счет диалога: он
явно доминирует над авторским повествованием и движет собой действие.