Само слово (термин) “мораль” восходит к латинскому слову “mores”
, которое можно перевести как «нрав», «обычай», «характер». В этом плане слово
«нравственность» является своеобразной калькой слово «мораль».
Мораль предстовляет собой довольно сложное явление.
В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе
под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют,
направляют действия людей. Особенность морали залючается в том , что ее
предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых
различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует
человек.
Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших,
требующих деликатного обращения с окружающими до норм, предельно обобщенных,
норм-принципов – уважай старших, не убий, не кради и т.д.
Наряду с моралью существует слой высших ценностей – жизнь, свобода,
уважение чести и достоинства каждой человеческой личности.
Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную
жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом.
Духовность , о котором в последнее время много говорят- это пожалуй ,
наиболее четко эту проблему поставило христианство , которое , как правило
, говорит о трехчастном строении человека:тело, душа и дух. Душа нередко
«обслуживает» тело , устремлена на земные радости, радости общения с природой,
другими людьми. Дух же всегда устремлен к Богу , к Высшему. У истинно верующего
человека , считают религиозные праповедники, дух господствует и над душой, и
над телом. Если рассуждение богословов «перевести» на светский я светский язык,
то под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное
во времени и пространстве существование Вечностью, выйти за границы своего
бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а
саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения
ее к набору простейших правил поведения.