В мире корысти и наживы Жюльен выделяется абсолютным равнодушием к деньгам, честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, безудержной отвагой и энергией. Однако он-выходец из низшего, ущемленного в правах сословия. И таким останется всегда и везде: в особняке господина де Реналя, в доме Вально, в парижском дворце или зале верьерского суда. Отсюда и революционная направленность его образа мыслей и взглядов. Сын маркиза де Ла Моля так и говлрит о нём:«Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». И так думает все арстократическое окружение Сореля, включая Матильду де Ла Моль. «Уж не новый ли это Дантон?» – думает она, стараясь понять, какую роль может сыграть её возлюблённый в революции.
Однако Жюльен Сорель больше всего увлечён стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полётом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свобдно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, – думает он. – Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твёрдо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живёт в эпоху, когда честным путём невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа.