Прочитайте текст и выполните задания А 29 – А 31; В 1 – В 8.
(1)Русский язык необычайно богат. (2)Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура.
(3)Богатство русского языка обусловлено рядом обстоятельств. (4)Первое, и главное, то, что он создавался на громадной территории, чрезвычайно разнообразной по своим географическим условиям, природному многообразию, разнообразию соприкосновений с другими народами, наличию второго языка – церковнославянского, который многие крупнейшие лингвисты даже считали для формирования литературных стилей первым, основным (на который позже уже наслаивалось русское просторечие, множество диалектов). (5)Наш язык вобрал в себя и все то, что создано фольклором и наукой (научная терминология и научные понятия). (6)К языку, в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, ходячие цитаты (допустим, из Священного писания, из классических произведений русской литературы, из русских романов и песен). (7)В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Обломова, Хлестакова и других). (8)К языку относится все увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное…
(9)Итак, мир русской культуры благодаря ее восприимчивости необычайно богат. (10)Однако мир этот может не только обогащаться, но и постепенно, а иногда и катастрофически быстро, беднеть. (11)Обеднение может происходить не только потому, что многие явления мы просто перестали «творить» и видеть (например, ушло из активного употребления слово «учтивость» - его поймут, но сейчас его почти никто не произносит), но потому, что сегодня мы все чаще прибегаем к словам пошлым, пустым, стертым, не укорененным в традиции культуры, легкомысленно и без видимой надобности заимствованным на стороне.
(12)Колоссальный удар русскому языку, а следовательно, и русскому понятийному миру принесло после революции запрещение преподавания Закона Божия и церковнославянского языка. (13)Стали непонятными многие выражения из псалмов, богослужения, Священного Писания (особенно из Ветхого Завета) и т.д. (14)Этот огромнейший урон русской культуре еще придется изучать и осмысливать. (15)Двойная беда, что вытесненные понятия были к тому же понятиями в основном именно духовной культуры. (Д.Лихачёв.)
А 29.В каком предложении выражается авторская оценка русского языка?
1)1 2)7 3)9 4)11
А 30.Какие типы речи представлены в тексте?
1)описание 2)рассуждение 3)повествование 4)повествование и рассуждение
А 31.Укажите предложение, в котором используются антонимы.
1)2 2)3 3)10 4)12
Часть 2.
В 1.Из предложения 13 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В 2.Из предложений 3, 4 выпишите все наречия.
В 3.Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью примыкание.
В 4.Из предложения 6 выпишите все подлежащие.
В 5.Среди предложений 3 абзаца найдите предложение с обособленными определениями. Напишите его номер.
В 6.Среди предложений 2 абзаца найдите сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно-определительными. Напишите их номера.
В 7.Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите его номер.