Мир, в котором живут люди, очень противоречив. Его пронизывают
разнообразные процессы. Временами возникают классовые или национальные,
производственные или бытовые конфликты, межгосударственные столкновения,
войны, где льется кровь, гибнут люди, навсегда исчезают с лица Земли
материальные и духовные ценности. Можно ли противодействовать этому? Как
упорядочить отношения между людьми? Это возможно только при условии
здравого смысла, ума и доброй воли, сформированных на основе изучения,
понимания сути тех жизненных реалий, в которых происходят те или иные
социальные конфликты, реализуются человеческие взаимоотношения. Центральной
проблемой социальной философии является проблема человека, смысла и целей
его жизни. Человек - начало философских размышлений, их принцип и конечный
результат. Поэтому каждый философ на протяжении всей истории прежде всего
пытался объективно разобраться в духовных ориентирах своего времени,
социальных и моральных ценностях, мировоззрении.
Размышляя над судьбой человечества, И. Кант (1724-1804) прогнозировал
вечный мир, возможность которого гарантирует природа. Вечный мир возможен
лишь в далеком будущем. Общество должно подняться до такого уровня
развития, считал философ, чтобы люди сами себя заставили достичь состояния
мира. Согласно этической теории Канта добром является то, что соответствует
повелениям нравственного закона, заложенного в каждом разумном существе и
не зависящего от условий, в которых живет человек.
Людвиг Фейербах (1804-1872) трактовал человека как часть природы,
считая, что сущность человека неизменна, а его чувства и желания определяют
его поведение и выступают главными критериями исторического процесса.
Человек в своей деятельности руководствуется не абстрактными категориями, а
личным стремлением к счастью. Необходимо создать условия для счастья
человека, сделать условия жизни человеческими. Основой счастья и
благополучия людей в обществе, по Фейербаху, являются правильно понятые
интересы каждого человека, которые совпадают с интересами общества, что
возможно только на основе любви между людьми, которая и является движущей
силой общественного прогресса.
История человеческой жизнедеятельности представляет собой историю
поиска гармонии сфер общественной жизни (материальной, социально-
политической, духовной и культурно-бытовой), органичного единства человека
и природы, человека и общества, человека и человека.