История знает немало кровопролитных войн. Миллионы ни в чем не повинных людей страдали от насилия. Кровь лилась рекой в буквальном смысле слова. Особенно кровопролитными были народные восстания, когда люди не могли больше выдерживать давления власть предержащей верхушки. Одной из таких кровопролитных войн была крестьянская война в Германии в XVI веке.
Нужно сделать существенное уточнение. Эта крестьянская война проходила на территориях под управлением императора Священной Римской Империи Карла V. Война 1524-1526 г.г. стала логическим продолжением войны Гуситов. Помимо экономических причин восстания, в этой войне большую роль сыграл религиозный фактор.
Начиная с 1517 г., в умах населения Германии началось движение освобождения от гнета римской церкви. Евангелическая проповедь вкладывала в сознание людей безграничную любовь Бога. С освобождением от гнета католической церкви и доступностью Библии, большинство слоев немецкого общества стали видеть глубину зависимости от произвола. Эти настроения разжигались множеством активных добровольных проповедников. Их «проповеди» граничили с фанатизмом. Начались погромы католических храмов. Уничтожалась и растаскивалась богатая церковная утварь.
Юг Германии, а затем центр и запад очутились в огне. То же самое распространилось на Австрию и Швейцарию. Пик восстания пришелся на лето 1525 г. В восстаниях участвовало около трети миллиона человек. В процессе подавления волнений погибло около ста тысяч человек.
Требования восставших сохранились в различных печатных программах. Особенно ясно требования были сформулированы в «Двенадцати статьях». Эти статьи стали манифестом, объединившим основные требования недовольных людей. Требования «двенадцати статей» были написаны на волне Реформации и полностью основывались на Священном Писании. Умеренность требований не привела к взаимному пониманию сторон конфликта. Землевладельцы не захотели снижать поборы, а рыцарство не захотело освобождать крепостных крестьян.
«Статьи» предусматривали вознаграждение рыцарства за счет имущества закрывающихся монастырей. Знать не хотела освобождения крестьян, имущество монастырей и так секуляризировалось князьями.
Конфликт развивался стремительно. Сопротивление сторон ставало все решительней. Начался настоящий террор. Крестьяне заставляли дворян покинуть свои земли и принуждали деревни, старавшиеся сохранить нейтралитет, примкнуть к восстанию. Из-за их фанатичных действий многие сочувствующие среди дворян отвернулись от восстания. Это же произошло со священниками. В проповедях осуждалось насилие крестьян и в итоге, евангелические князья Германии объединились с католическими, чтобы подавить кровавый мятеж. Лидер Реформации, Мартин Лютер, резко осуждал действия крестьян и чинимое ими насилие. Он призвал князей прекратить насилие в Германии, истекающей кровью.