На этикетках часто содержатся сведения о калорийности продуктов. Однако насколько они информативны? Под калорийностью пищи понимают количество энергии ,которое организм может извлечь при полном её усвоении. Цифры на упаковке отражают энергетическую ценность пищи номинально, не учитывая, как именно этот продукт будет усваиваться организмом. А усвоение питательных веществ зависит от нескольких факторов. В 2011 году Р. Кармоди и Р. Ренгэм из Гарварда (США) опубликовали в журнале PNAS статью, в которой говорилось, что тепловое приготовление пищи увеличивает её калорийность. Сравнивая энергетическую ценность корма, который готовили с термообработкой или без неё, авторы работы убедились, что в первом случае подопытные мыши получают из еды больше калорий. Чуть позже те же иссследователи сравнили ,как приготовление пищи влияет на усвоение жиров ,белков и углеводов в отдельности . Оказалось, что после готовки и жиры, и белки, и углеводы «прирастают» калорийностью, то есть энергия ,получаемая от питательных молекул, увеличивается. На калорийность влияет и то, какую текстуру имеет готовое блюдо: твёрдую, мягкую, полужидкую и так далее. Японские исследователи опубликовали в 2003 году статью, в которой описывали опыт с крысами и двумя видами корма. Часть животных получала твёрдый корм ,другим же давали что-то вроде взбитой зерновой каши. Масса порций, номинальная энергетическая ценность, пищевой состав в обоих случаях были одинаковы. Между тем крысы ,получавшие воздушную кашку, в результате накопили на 30 % больше жира, чем их товарищи, питавшиеся твёрдым кормом. Оказалось, что пищеварительной системе проще переработать полужидкую, воздушную, мягкую массу. Таким образом, калорийность на упаковках готовых продуктов не совсем соответствует их реальной энергетической ценности .