Воздействие населения ** приоду в Китае

0 голосов
44 просмотров

Воздействие населения на приоду в Китае


География (21 баллов) | 44 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

В настоящее время проблема взаимодействия природы и человека приобретает особую актуальность. Разрешение вопросов экологии – одна из самых насущных глобальных проблем современности. По существу, от скорейшего успешного ее разрешения зависит само выживание человечества на Земле.

Предмет социальной экологии. Весь комплекс исследований, посвященный проблемам взаимодействия природы и человека может быть отнесен к социальной экологии, этнической экологии и экологии человека. Так, социальная экология проводит исследования на уровне взаимодействия социума (общества) и природы, этническая экология (этноэкология) – на уровне отдельных этносов, экология человека акцентирует свое внимание на человеке как биологической единице. Если же говорить о разграничении социальной и этнической экологии применительно к Китаю, то к сфере социальной экологии, вероятно, следует относить вопросы взаимодействия всего населения Китая и природы, а к сфере этноэкологии – взаимодействия между ханьцами, тибетцами, чжуанами, уйгурами и др. с одной и природой с другой стороны. В целом же, проблематика социальной и этнической экологии может быть обозначена следующим образом:

1. Влияние человечества (общества в целом, отдельных этносов или же конкретных социальных общностей и групп) на природу – аспекты негативного и позитивного влияния, а также нейтрального сосуществования. И если до недавнего времени наиболее заметным было негативное влияние, сводящееся к варварской эксплуатации природы, а также более-менее нейтрального сосуществования (например, с жизнью абиссальных равнин и глубоководных желобов океана, хотя в последние годы следы загрязнений были отмечены и там), то в настоящее время мы видим также и все более осознанное положительное влияние на природу – например, создание заповедников и национальных парков, рекультивация земель, восстановление численности животных, находящихся на грани исчезновения, использование природосберегающих технологий, принятие экологического законодательства и т.п.

2. Влияние природной среды на человечество, непосредственно на его материальную культуру и опосредовано на культуру духовную. В концептуальном плане оно отражено, прежде всего, в учениях о хозяйственно-культурных типах и антропогеоценозах. Теория хозяйственно-культурных типов была развита Левиным М.Г. и Чебоксаровым Н.Н. Под ними понимаются «исторически сложившиеся комплексы хозяйства и культуры, типичные для различных по происхождению народов, но обитающих в сходных географических условиях и находящихся примерно на одинаковом уровне исторического развития»[1]. Концепция антропогеоценозов была предложена антропологом В.П.Алексеевым, который под антропогеоценозом понимал «реально существующее явление в составе хозяйственно-культурных типов. Хозяйственный коллектив, его производственная деятельность и эксплуатируемая им географическая среда составляют структурные компоненты антропогеоценоза, объединяемые функциональными связями – информационным полем, энергетическими импульсами, пищевыми и производственно-хозяйственными цепями»[2].

3. Отражение природы в культуре – мифологии, религии, философии, искусстве, литературе, музыке, архитектуре и т.п. В последнее время по этой проблематике появляется достаточно большое количество статей, учебных пособий, монографий. Однако большинство из них отвечают только на вопрос «как?» и оставляют без ответа «почему?».

По-видимому, это связано с тем, что в настоящее время только идет процесс становления социальной экологии как самостоятельной науки на стыке естественных (геология, география, биология, экология и др.) и обществоведческих (экономика, политика, философия, этнология, культурология и др.) дисциплин[3]. Однако исследования в данном направлении проводились уже давно. Из отечественных ученых большой вклад в развитие этого направления внесли Л.И.Мечников, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев, В.П.Алексеев, Н.Н.Моисев, Н.Н.Чебоксаров и др. В настоящее время проблемы взаимодействия природы и человека рассматриваются также в рамках социо-естественной истории (СЕИ) исследовательской группой под руководством Э.С.Кульпина (Институт востоковедения РАН). Э.С.Кульпин в книге «Человек и природа в Китае» (М., 1990) анализирует коэволюцию китайской цивилизации и ее вмещающего ландшафта. Один из основных выводов исследования – зависимость династийных циклов китайской истории от объективного состояния вмещающего ландшафта, испытывающего большее или меньшее антропогенное давление.

Удачи !!!)))

(23 баллов)