В учебнике даётся адаптированное к восприятию учащихся 10 класса
систематическое изложение курса истории русской литературы Х1Х века.
Поскольку в новом федеральном стандарте литературного образования
ключевые произведения русской литературы первой трети Х1Х века введены в
программу 9 класса, изучение истории русской литературы Х1Х века в 10
классе целесообразно начать с повторения пройденного материала,
акцентируя внимание учащихся на проблеме назначения искусства слова и
смысла литературного творчества в понимании русских писателей первой
трети Х1Х века – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Этим
вопросам посвящены разделы учебника «Становление и развитие русского
романтизма в первой четверти Х1Х века», «Русская литература второй
половины 1820-х – 1840-х годов на пути от романтизма к реализму», а
также вводные главы к творчеству писателей («Художественный мир
Пушкина», «Призвание Гоголя-писателя», «Художественный мир Лермонтова») и
разделы, посвящённые анализу ключевых произведений литературы первой
половины Х1Х века, – «Евгению Онегину» Пушкина, «Герою нашего времени»
Лермонтова, «Мёртвым душам» Гоголя.
Обращаем особое внимание на то, что в нашем учебнике отечественная
литература рассматривается как уникальное явление в ряду других
национальных литератур христианской Европы. Поэтому в нём постоянно
присутствует широкий западноевропейский историко-литературный контекст.
Лишь в первой трети Х1Х века завершается становление новой русской
литературы и литературного языка – процесс, который в старых странах
Европы завершился на несколько веков ранее, в эпоху Возрождения. Поэтому
русская литература начала Х1Х века в труде оформления литературного
языка интенсивно осваивает западноевропейский литературный опыт, но
прививает его на свою национальную основу.
Романтизм, например, как явление многовекового развития европейских
литератур нового времени, не обретает в русских условиях самодовлеющего
значения, не специализируется, но участвует в становлении русского
реализма. В творчестве зрелого Лермонтова романтические по своей
ориентации произведения (поэмы «Мцыри» и «Демон») соседствуют с
реалистическими («Бородино», «Герой нашего времени»). Русский романтизм,
в отличие от романтизма западноевропейского, сохраняет исторический
оптимизм и надежду на возможность преодоления противоречий между
идеалом и действительностью. В романтизме Байрона, например, русских
поэтов привлекает свободолюбие, бунт против несовершенного миропорядка,
но им остаются чужды байронический скептицизм, «космический пессимизм»,
настроения «мировой скорби».