Творчество в искусстве сводится Ридом к инстинктивно-интуитивной деятельности художника по организации психологического опыта человека. Соответственно художественное произведение рассматривается в его концепции не как объект детального теоретического анализа с целью распознавания его многогранной эстетической сущности, а как возможность применения в исследовании искусства субъективно-идеалистического метода, ограничивающего многостороннее и многоуровневое художественное содержание биологическим инстинктом.
Сформулировав как «основное допущение» тезис, что «искусство есть биологический феномен», он по сути дела отмахнулся от исследования подлинной функции искусства в обществе, а заодно и перечеркнул общественную значимость художественного творчества.
Это привело к отказу от эстетики как науки, выполняющей методологическую роль для конкретных теоретических дисциплин, изучающих отдельные виды искусства: литературоведения, музыковедения, поэтики, теории архитектуры и т. д. Таким образом, смешение идеалистически понимаемого «эстетического опыта» и естественнонаучных идей порождает эклектизм в современной буржуазной эстетике, о чем убедительно свидетельствует кризис буржуазной эстетико-философской мысли.
Методология неопозитивизма не может служить основой научной теории художественной деятельности человека. Создание такой теории может быть осуществлено лишь с позиций диалектического материализма. Философия диалектического материализма предоставляет исследователю единственно правильное методологическое средство познания проблем искусства и художественной деятельности.
Только идя таким путем, можно познать объективную истину в искусстве, «идя же по всякому другому пути, мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи».