О Сергее Есенине я слышал еще в детстве, но знал о нем очень мало.
Только то, что он поэт, и его стихи достаточно хорошие. А теперь, изучая
его жизнь и творчество, я познакомился с ним поближе и узнал, что это
великий русский поэт. К тому же простой \"деревенский человек,
мечтатель, мягкий парень\".
И стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые,
искренние, легко понимаемые. Все те чувства, которые с таким умением
вложил поэт в свои произведения, без всяких трудностей, даже
молниеносно, воспринимаются читателями. От стихов Есенина веет духом
народной жизни, а причиной послужило и то, что с раннего детства поэт
был близок к миру народной поэзии.
А сколько произведений положено на музыку. Его песни по нраву всем людям. Они такие лиричные, задушевные.
Посмотрим теперь глубже. Чем все-таки привлекает меня поэзия
Есенина? Можно коротко сказать, что абсолютно всем. А для большей
убедительности без конца и края можно говорить о хорошем в произведениях
поэта, но всего не перескажешь. Так много хорошего в лирике Есенина.
Его поэзию люблю за ее простоту, доступность, лиризм, мелодичность,
народность. За те искренние чувства, которые вложил Есенин в свои
произведения. За его огромную и неизмеримую любовь к Родине с ее
березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней,
озерными гладями.
Мне нравится его \" родной край с его обширными полями, ярким
ласковым солнцем, душистым сеном, росой на рассвете, пением птиц\".
Есенин очень много стихотворений написал о природе, об осени, о березах,
которые стоят, словно \"большие свечи\", о белоснежных черемухах, о
нагнувшихся вербах, о колючих мрачных елях. Особенно замечательны стихи
об осени. Мое любимое стихотворение:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально улетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в
поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю жизнь и
творчество поэта. Она продолжается и в нас. Куда бы мы ни уехали, нас
всегда тянет в родные, милые с детства места.
Удивительно, что первое слово стихотворения - глагол совершенного вида, обозначающий законченное, завершенное действие.
В первой строфе дан не конкретный, тщательно выписанный, а как бы
обобщенный пейзаж русской осени: облетевшая роща, журавли... Это лишь
набросок, эскиз, детали которого нет надобности прорисовывать, так как
главное не в них, а в настрое души лирического героя, о чем
свидетельствуют эпитеты: \"роща золотая\", \"березовым, веселым
языком\". \"Печально пролетая\" - так может сказать только человек.
Вторая строфа - пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Постоянные образы Есенина: странник, покинутый дом, голубой пруд и
даже конопляник, как деталь среднерусского пейзажа, - на этот раз
спутники не только лирического героя, но и каждого человека. Обращает на
себя внимание необычный эпитет \"широкий месяц\".
В третьей строфе внутри этого обобщенного пейзажа, где-то вдалеке,
на горизонте, появляется одинокая фигура лирического героя - \"вечно
странствующего странника\":
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
\"Золотая\" юность героя, подобно роще, \"отговорила веселым языком\".
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
Четвертая строфа - кульминация в развитии лирического сюжета.
Чувство беспредельной (\"один среди равнины голой\") тоски и одиночества
решается образом необычайной поэтической силы:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
\"Но никого не может он согреть...\" Но вдруг в пятой строфе резко
меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания (\"не
обгорят\", \"не пропадет\") на этот раз звучат уже в качестве
утверждения:
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Откуда же у поэта уверенность в том, что все не напрасно? \"Роща
золотая\" - это сам поэт и его поэзия. (Потому и \"не обгорят рябиновые
кисти\" и \"не пропадет трава\".) Для Есенина поэзия- это прекрасный сад
(роща), где слова - листья, образы - яблоки, стряхиваемые с души, когда
нальются соком.
В последней строфе внутреннее, лирическое движение сюжета
стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и
одиночества (3 и 4 строфы), а просветленная грусть. Есенин о своем
\"возрасте осени\" скажет: \"Прозрачно я смотрю вокруг\". Для него
человек, поэзия и природа- одно целое. И поэт отождествляет себя с
природой: