Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт, свою заслугу перед народом он видел в том, что будил «чувства добрые» и в свой «жестокий век» восславил свободу. Вся деятельность великого поэта, его понимание поэзии проникнуты идеей о служении искусства — жизни. Поэт должен, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей» и вместе с тем быть провидцем, проникающим в тайны души человеческой. Всегда требуя от творца художественного совершенства, Пушкин, сам в высшей степени взыскательный художник, считал, что «истинную жизнь» произведению дает мысль, идея. В одной из критических заметок поэт на примере творчества двух старинных французских поэтов подчеркнул вред эстетизма, идейной пустоты в творчестве... «Мамерб ныне забыт подобно Ронсару... — писал Пушкин. — ...Такова участь, ожидающая писателей, которые пекутся более о наружных формах слова, нежели о мысли, истинной жизни его...» Пушкин отстаивал независимость поэта, не желая идти навстречу требованиям светского общества, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.