Под стихотворением указаны дата (1910 г.) и место
- курорт "Белый олень" (Weißer Hirsch) под Дрезденом. Там сестры Марина и
Анастасия Цветаевы провели два с половиной летних месяца. Одной неполных 18, другой нет и 16
лет. Бродя по дрезденским окрестностям, Марина, старшая, вероятно, натолкнулась на кладбище.
И это стало толчком к написанию
стихотворения. Описать впечатление, придумать целую историю - это юная поэтесса
умела уже тогда. Через ее восприятие и мы следим за развитием сюжета.
Песнь колоколов о жизни влюбленных. Любовь
вспыхнула внезапно. Она изменила молодые
жизни, наполнила бытие ощущением счастья и весеннего расцвета. Жизнь стала для
двух сердец подобна живительному оазису, цветущему саду среди царящей вокруг
суровой зимы. Но не суждено было сбыться их ожиданиям и мечтам. По каким-то
причинам они при жизни не смогли быть вместе. Да и о своей страсти, о том, что чувства
взаимны, могли (или успели?) сказать только взглядом. Что их погубило?
Социальное и материальное неравенство? Зависть? Ревность? Превратности судьбы
или эпидемия? Марине это уже все равно. Причина смерти дается в образе пропитанной ядом стрелы,
выпущенной из-за угла.Так неожиданно и коварно прервавшей расцветающие и полные надежд любви две жизни. "Роковой яд" – яд Рока? Неотвратимость судьбы?
Жизнь и Смерть. Любовь и Смерть. Расцвет и Смерть. Краткость жизни. Внезапность кончины. Об этом нам образно говорит
короткое стихотворение, которое начинается и кончается одними и теми же
словами. О песне колоколов над белыми могилками. Теперь колокола поют о смерти.
И еще о том, что эти могилы – рядом. А в этой рамке встают тени некогда живых с
их счастьем и бедой.
Можно говорить о том, что поэты начала ХХ века связывали
белый цвет с потусторонним миром. Что они видели в нем мистическую
неопределенность: принято было считать, что он символ возможностей, которым не
суждено осуществиться. Молодая Цветаева была, несомненно, в курсе этих воззрений. И отдала им должное.
Две "белые могилки" рядом прекрасно это иллюстрируют.
Но мне почему-то кажется, что это все та же история
Ромео и Джульетты, хотя их могилы в другой земле, и их любовь расцветала под другим небом
Стихотворение вошло в заключительную часть ("Только
тени") сборника "Вечерний альбом" - первой книги стихов будущего знаменитого,
любимого многими поэта. Марины Ивановны Цветаевой.