Над светописью, или фотографией, изобретатели начали работать только в начале XIX века, когда целым рядом химиков (среди них следует назвать Дэви и нашего Бестужева-Рюмина) были открыты светочувствительные вещества: йодистое серебро, бромистое серебро и др. Впервые значительных успехов в использовании этих веществ для светописи достигли два французских изобретателя Ньепс и Дагерр. Сначала они работали отдельно, с 1829 г. соединились, открыв друг другу свои секреты. В 1833 г. Ньепс умер. Дагерр перезаключил договор с сыном Ньепса, поставив условием, чтобы новое изобретение называлась «дагерротипией».Благодаря знаменитому физику Араго, который сразу понял, какое огромное значение имеет это изобретение в деле просвещения, французская академия решила купить изобретение Дагерра. Дагерр и Ньепс-сын получили пожизненные пенсии. Вскоре дагерротипия сделалась достоянием множества любителей. Араго, доказывая необходимость этой покупки, говорил между прочим: «Дагерр добился способа удерживать производимое светом изображение в камере-обскуре с изумительной точностью. Никакой предмет не ускользнет от этого способа. Он так нетруден, что со дня обнародования им может пользоваться каждый желающий». Поэтому, когда был обнародован способ Дагерра, публика буквально набросилась на фотографирование. 10 августа 1839 г., в день опубликования «способа Дагерра», все имевшиеся налицо «камеры-обскуры», которыми до этого пользовались только художники, были раскуплены нарасхват. По сохранившимся сведениям, плохонький аппаратишко шел за 500 франков, тогда как сейчас столько стоит аппарат с обективом Цейсса. Необходимо заметить, что в момент опубликования камера-обскура имела довольно совершенную форму и служила художникам для зарисовки ландшафтов. (Сам Дагерр, между прочим, по профессии был живописцем).Процесс дагерротипии заключался в следующем. Серебряная или тщательно посеребренная пластинка после хорошей полировки подвергалась в темноте в течение нескольких минут действию паров йода. На пластинке получался тонкий слой золотисто-желтого цвета. Затем пластинка в закрытой, кассетке (плоской деревянной коробке) переносилась в камеру-обскуру при закрытом объективе. При фотографировании стенка кассетки выдвигалась и подвергалась, после открытия объектива действию света, воспринимая желаемое изображение. Затем пластинка обрабатывалась парами ртути и получалось сразу позитивное изображение предмета, Далее пластинка закреплялась в растворе серноватисто-кислого натрия, благодаря которому удалялось неподвергшееся действию света пористое серебро. Дагерротипные рисунки довольно тусклы и блестят, как зеркало, но все же они довольно прочны и благодаря этому способу, открытому Дагерром, сохранились многие портреты сороковых годов. Скоро исполнится 100 лет, как появились первые фотографы-любители. За этот период фотография сделала огромные успехи и в области улучшения объектива и в деле чувствительности фотографических пластинок.