Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толстой определял как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе». Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат — тематика многих художественных произведений, созданных как в военные годы, так и после Победы, разнообразна: К. Симонов «Живые и мертвые», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Быков «Альпийская баллада», «Сотников», Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», К. Воробьев «Убиты под Москвой», В. Кондратьев «Сашка» и другие.
Страдания и беды войны ложатся не только на плечи воюющих мужчин — не обходят они стороной и хрупких женщин. Так, например, С. Алексиевич назвала свою книгу «У войны неженское лицо», отразив в заглавии основную мысль: убийства противны женской сущности, главному назначению женщины на земле — дарить жизнь.
Подвигу девушек-зенитчиц посвящена повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969). В центре произведения — пять женщин с разными характерами, разными судьбами. Они даже на войне не перестают быть девушками, не теряют своего неповторимого очарования: Соня Гурвич любит поэзию Блока, Рита Осянина постоянно думает о своем маленьком сыне, красотой Жени Комельковой, получавшей наряды за стремление отстоять свое право оставаться женщиной на войне, любуются остальные девочки. Под командованием старшины Васкова пять девчонок отправляются на перехват двух диверсантов, а их оказалось два десятка. Вернуться из этого похода было не суждено солдатам Гурвич, Комельковой, Осяниной, Бричкиной и Четвертак. Стремление не пропустить фашистов, любой ценой остановить захватчиков, отомстить за порушенную любовь, уничтоженные семьи, придает хрупким девчонкам недюжинную силу духа. Попрание правил человеческого общежития ставит самих фашистов вне всяческих законов, а потому подвиг зенитчиц обретает общечеловеческое значение.
Трагичен образ старшины, стремившегося спасти своих «солдат», но не сумевшего защитить их. Мысль о том, что с них, с мужчин, спросится после войны, терзает совесть Васкова: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?»
Символичность финала повести (Васков выполняет обещание, данное Рите, позаботиться о ее сынишке) вводит в произведение тему памяти.
Повесть легла в основу знаменитого художественного фильма С. Ростоцкого, а в последние годы была снята китайская версия. Тема Великой Отечественной войны еще долгие годы будет находить свое отражение в литературе, кино, живописи. Память — это то, что отличает человека от других живых существ. Пока жива память, подвиг павших в годы войны будет предостерегать потомков от страшных и жестоких войн, от бессмысленного кровопролития.