В книге "Мцыри" Лермонтов рисует героя как романтического человека. Эта
поэма явилась завершением традиции русской романтической поэмы.
Мцыри – человек, близкий к природе, особенно ее бурными проявлениями:
"О, я как брат обняться с бурей был бы рад". Он бежал из монастыря во
пора грозы, когда испуганные монахи "ниц лежали на земле". В Мцыри
сильно также национальное начало, свободолюбие горцев, их темперамент. В
нем сочетаются черты и силы, и слабости: "юность вольная сильна" - и
совместно с тем он – "слаб и гибок, как тростник". Взаперти Мцыри вырос
неприспособленным к жизни и воле, в этом его трагическая беда.
Пораженный видом девушки-грузинки недавний затворник, опасаясь погони,
не решается забежать в ее жилье и утолить голод. Он "дорогою прямой
пустился, робкий и немой" и скоро потерял дорогу.
Возвращенный в
монастырь Мцыри говорит о счастье "трех блаженных дней". Но это его
предсмертное восприятие. На самом деле блаженным после первой грозовой
ночи было лишь начало дня, когда Мцыри попал в "божий сад" и увидел
грузинку у потока. Потом, "трудами ночи изнурен", он засыпает, а
следующей ночью блуждает в саду и рыдает на земле от отчаяния, лишь
саммит и бой с барсом пробуждают в нем отвагу предков. Израненный, он
уже наутро выходит обратно к монастырю и, снова в отчаянии, впадает в
беспамятство, в котором пребывает ещё приблизительно суток, пока его не
обнаруживают "в степи без чувств".
Еще в начале исповеди Мцыри
говорит, что променял бы две жизни "в плену за одну, но только полную
тревог". Монастырь осознается героем как тюрьма. Автор противопоставляет
монастырю вольную природу.
В конце поэмы Мцыри умирает, как
барс, достойно проиграв в борьбе, перед лицом "торжествующего врага" -
судьбы. Но более того после победы судьбы Мцыри не смиряется с этим, в
его словах есть угроза, продолжается борьба, борьба за жизнь.
Лермонтов воплотил в поэме множество разнообразных картин, образов и чувств.