Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для
попытки преодоления социального неравенства, с целью создания
государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако
неравенство частной собственности, дополненное политическим
неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при
деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и
бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного
«исправления» истории — создание Политического организма (общины) как
подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного
общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации,
которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество
каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со
всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же
свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому
организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами
(участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть
единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо
отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и
свобод человека в государственном состоянии.