( В этой повести автор не показывает
решительной перестройки главной героини Женьки, тщеславной, честолюбивой девчонки. Она получает лишь первый ощутимый урок жизни, когда слышит от своего брата Лёвы слова о её подлом поступке. Женька даже прекращает вести свой дневник, но не потому, что она стала другой, а лишь из опасения, что в книге о брате-кларнетисте могут не поместить её портрет с подписью «Сестра музыканта». Характер её остаётся прежним. Чтобы перевоспитать Женьку, понадобится немало времени. Эта незавершённость эволюции героини повести принципиально важна: здесь открывается писателю более глубокая правда характера. Последняя фраза «дневника девчонки» ставит точный, завершающий акцент, выявляющий авторскую оценку всему происходящему. «Я больше не буду вести дневник, - с горечью заявляет Женька. – А то, пожалуй, в книге о брате могут не поместить мой портрет с подписью: «Сестра музыканта».)
Рефлексия.
- К каким выводам вы пришли, прочитав повесть Алексина?
(Человек должен жить за счёт своего собственного труда и таланта.
Алексин выступает против иждивенчества в жизни и творчестве.
Никто не вправе решать за другого человека какие бы то ни было вопросы. Каждый должен сам решать за себя и сам строить свою жизнь.
Нельзя превращать жизнь в самопожертвование; такая жертва никому не нужна, ибо не может быть счастлив человек, если его счастье достигнуто ценой пожертвованной ему чьей-либо жизни. Такая жертвенная любовь не свободна, она деспотична.
Домашнее задание. Письменно ответить на проблемный вопрос урока.
Использованная литература
А. Алексин. « Мой брат играет на кларнете» и другие повести. М, «Просвещение», 1983
В. Воронов. А. Алексин. Очерк творчества. М., Детская литература, 1973
Приложение.
Характеристика-коллаж Женьки.
Учусь я средне.
Я решила посвятить свою жизнь не себе, а брату. Фактически я отрекусь от собственной жизни во имя брата.
Когда-нибудь о Лёве напишут книгу, и в неё войдут отрывки из моего дневника.
Уроки по литературе я могла бы готовить круглые сутки и отвечала бы всегда на пятёрки.
Острый практический ум.
Я испытываю доверие к некрасивым женщинам: они не могут отвлечь моего брата от музыки.
Я буду приносить себя в жертву.
Я презирала этих девиц, но робела перед ними. И за эту робость ещё сильнее их презирала.
Девчонки меня вообще раздражали. Все они выглядели роскошно.
О, как я ненавидела Алину… Я ненавидела даже её имя – такое редкое, необычное. Она заставила Лёву бросить сестру, которая решила посвятить ему всю жизнь. Она заставила брата вести себя так, будто он ничем не отличался от десятиклассников, которые все влюблены в неё.
Я должна спасти его от Алины.
Я сделала смелый, решительный шаг. Ради Лёвы, ради его музыкального будущего!
Ложь во имя спасения брата.
Человек не может говорить одну только правду. Я буду врать за брата. Пусть это будет ещё одной жертвой.
Это я во всём виновата. Я!..
Характеристика-коллаж Лёвы.
Учится на втором курсе консерватории.
Мой брат играет на кларнете… Так хотел дедушка.
Лёва всегда играет: и утром и вечером… занимается любимым делом.
…вообще не любит много говорить, разъяснять: он мыслит музыкальными образами.
…весь в себе…
Фигура сутулая, словно о чём-то задумавшаяся.
…добродушно закивал…по-домашнему улыбнулся.
Любимое Лёвино занятие – кого-нибудь выручать.
Он очень цельный человек (мама о Лёве).
Он всегда говорил чистую правду, одну только правду.
Он сегодня не в форме…играет не лучшим образом.
Характеристика-коллаж Алины.
Поёт джазовые песенки на разных языках.
Девчонки со злостью поглядывали на Алину.
Яркая блондинка, с прямыми волосами, которые спадают на лицо, закрывают один глаз.
Алина пела вполголоса, и все в зале, особенно мальчишки, просто боялись дышать.
Алина всё время, не отрываясь, смотрела на Лёву в упор и как-то слишком многозначительно.