Механизм раннего обучения, или импринтинга (отображение ) открыл и описал австрийский врач, автор этологии Конрад Лоренц. Этология - это направление зоопсихологии, изучающая поведение животных в естественных условиях.
Утята учатся узнавать голос матери, еще находясь в яйце. Ее карканье для птенцов, которые только вылупились, - сигал, что выделяет родителей. Мать-первая, кого видит утенок, вылупившись из яйца. Этот образ отражается у него в памяти и остается в ней на всю жизнь, как символ самки. Гусята запоминают НЕ звуки, а движения. Поэтому символом матери для них могут быть другие виды животных, человек и даже предмет, если это будет первый большой движущийся объект, который они увидят после вылупления. Импринтинг помогает птенцам запомнить образ матери как защитницы и источники корма.Вот первые уроки вождения автомобиля это есть испытание страха и знаний ПДД.
НАВЫКИ
Если над гусятами пролетит хищная птица, они разбегаются и прячутся в траве. Вскоре дети понимают, что, например, гусь не представляет угрозы, и в этом случае перестают прятаться.
ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПРОБ
Птенцы от природы очень любознательны. Они исследуют тому, что их окружает, и получают определенные навыки, которые потом помогут лучше запомнить и использовать все, что находится вокруг них. Это особенно важно для перелетных птиц, которые, возвращаясь из теплых краев, должны найти места гнездования. Почтовые голуби имеют хорошую память. Они с легкостью находят свою голубятню. Ориентация во время полета - это очень сложное явление. Если взрослую птицы перенести в отдаленное от пути его перелетов место, то он без особых проблем найдет дорогу домой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА
Пробуя и ошибаясь, птенцы очень быстро учатся не попадать в неприятные или опасные для них ситуации. Например, желто-черные гусеницы очень неприятные на вкус. Птенцы которые несколько раз ее попробовали, вскоре перестанут клевать гусеницу (даже безобидную ) такого же цвета. Очень маленькие утята инстинктивно склевывают из земли все мелкие предметы, даже песчинки. Вскоре утята учатся отличать съедобные предметы от несъедобных.
Птицы стремятся усвоить такие навыки поведения, которые помогут успешно добывать пищу и получать при этом положительный опыт, избегая неприятностей. Можно научить голубя клевать любой предмет, если за это потом его вознаграждать кормом.
В 1921 году в Англии люди впервые заметили, что лазоревка клювом пробивала на стеклянной бутылке крышку из фольги, чтобы добраться до вкусных сливок. Когда другие птицы связали такой тип поведения с пищей, они начали действовать так же. Этот трюк усвоили и другие птицы. Иногда они даже сопровождают работников, которые развозят молоко.
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЯ
Многому, например, строительству гнезда или брачному поведении, птицам не нужно учиться - эти действия являются инстинктивными. Другие действия они усваивают, следуя родителей или других взрослых птиц. Кулики - сороки раскрывают раковины моллюсков двумя различными способами. Они разбивают их в самом тонком месте или продвигают клюв в щель и открывают раковины. Птенцы пользуются тем же способом, что и их родители.
Птенцов майны, которых люди хотят научить говорить, забирают из гнезда, пока родители не научили их воспроизводить звуки, то есть свист или крик. В природе попугаи пробуют подражать голосу своего партнера и, таким образом, укрепляют между собой связь.