Семья - малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью. Функции семьи: воспитательная, репродуктивная, социальная, экономическая...
виды семей: нуклеарная (родители+дети); многопоколенная, неполная.
27. Занятость - деятельность граждан, не противоречивая законодательству и приносящая доход.
Безработица - положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
28. Политика - сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической властью (или политика - искусство управления страной). Роль: организационная, коммуникативная (общение), воспитательная, контролирующая, интегративная (сплачивает группы). Власть - способность распоряжаться кем-либо и чем-либо. Виды: 1) по источникам власти (политическая, экономическая, ...); 2) по субъектам власти (государственная, партийная, ...); 3) по функциям организации власти (законодательная, исполнительная, судебная).
29. Государство - политическая организация страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру управления. Признаки: единство территории; публичная власть; суверенитет власти; законодательная деятельность; исключительное право на сбор налогов и выпуск денег; гос. символика (герб,гимн, флаг).
30. Формы правления: монархия (власть передаётся по наследству, и принадлежит 1 правителю); республика (источник власти-народ, который выбирает высшие органы власти)
Территор. устройство: 1) унитарное гос-во (единое неделимое гос-во); 2) федерация (объединение нескольких субъектов, которые имеют свои органы власти и законы); конфедерация (союз полностью самостоятельных субъектов).
31. Полит. режимы: 1) тоталитарный (контроль за всеми сферами жизни общества, включая личную жизнь; 1 правящая партия, отсутствие оппозиции, лидер (вождь), нет разделения властей, гос. экономика, официальная идеология); 2) авторитарный (полный контроль за полит. сферой, частичный за экономич. сферой, автономия личной жизни; + признаки тоталит. режима); 3) демократия (=власть народа, активное участие народа в полит. жизни, гласность, многопартийность, выборы, активная оппозиция, разделение властей).
32. Право - совокупность общеобязательных правил и норм, устанавливающих определённый права и обязанности лиц и организаций.
33. Правоотношение - общественные отношения, урегулированные нормами права. Правоспособность - способность иметь юридические права и обязанности (с рождения). Дееспособность - способность иметь юр. права и обяз. (с 18 лет). НО! У юридических лиц право и дееспособности приобретаются одновременно с момента регистрации.
34. Правонарушение - виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие/бездействие) дееспособного лица. Юр. ответ-ть - применение мер гос. принуждения к лицу, совершившему преступление.
35. Конституция РФ - главный нормативный акт страны.
1)РФ - демократическое, федеративное, правовое гос-во с республиканской формой правления.
2) разделение властей 3) многопартийность и идеологическое многообразие 4) социальной, светское гос-во 5) права человека и гражданина защищаются 6) многообразие форм собственности
36. Права:
1)личные (гражданские): на жизнь, на защиту чести и достоинства, на свободу и личн. неприкосновенность, на неприкосн. личной жизни, неприкосн. жилища, на свободу передвижения и выбор места жительства;
2)политические: свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, право на объединения, проводить собрания, участвовать в полит. жизни страны;
3) экномич.: свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда и выбор профессии и рода деятельности;
4) социальные: на жильё, на отдых, соц. обеспечение, на охрану здоровья и мед. помощь, на благоприятную окр. среду, на охрану материнства и детства;
5) культурные: на образование, свобода творчества, право участвовать в культ. жизни и пользоваться учреждениями культуры
ОБЯЗАННОСТИ: соблюдать Конституцию РФ, платить налоги, защищать Отечество, сохранять природу, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, получить основное общее образование!