Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из
древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется,
что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир
рушится.
Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому
что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной
другому.
Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских
писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И,
конечно же, актуальна будет до тех пор, пока существует человечество. В
комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, выразитель современных
идей века, вступает в конфликт с фамусовским обществом, приверженцами
идей века минувшего.
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодёжь вступает в борьбу с
самодурами, отживающими свой век. Поэт Лермонтов наоборот в уходящем
поколении видел то лучшее, что утратили его современники. Общим во всех
этих случаях является то, что сущность конфликта заключается в различии
жизненных принципов, а чаще всего — в политических воззрениях. Например,
в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» писатель не делит героев просто
по возрасту. В произведении конфликт между дворянами-либералами и
демократами. Точку зрения детей в романе отстаивает только Базаров.
Аркадий Кирсанов, ровесник по возрасту Евгению и поначалу его
единомышленник, в итоге выбирает принципы отцов. Базаров — нигилист. Он
проповедует идею полного отрицания того, что отстаивают «отцы». Он
считает, что таким образом можно изменить мир и покончить с
противоречиями общества. Но самыми трагичными в романе являются
страницы, где Тургенев рассказывает о взаимоотношениях Базарова с отцом.
Преданность идее заставляет Евгения отказаться от близких людей, от
дома, семьи. И только перед лицом смерти герой открывает для себя
человеческие ценности: любовь к родителям, к женщине, религиозные
чувства. Отторгая родительский дом, Евгений теряет связь, так
необходимую каждому человеку, со своими истоками. И этим обедняет себя
душевно и нравственно.
Но не только представители 19 и 20 веков сталкивались с проблемой
взаимопонимания поколений. Отношения отцов и детей волнует и нас,
поколение века двадцать первого. Старшее поколение считает, что их
жизненный опыт даёт право диктовать молодёжи манеру поведения, делать
замечания, заставлять следовать их советам. А молодёжь, в свою очередь,
думает, что имеет достаточное количество знаний, и при чём тут возраст. А
выход так прост: нужно быть терпимее друг к другу. Старшему поколению
дать возможность молодёжи проявлять инициативу, считаться с ёё взглядами
и интересами. А молодёжи есть чему поучиться у старших. А кто лучше,
старшее поколение или младшее, — вопрос, на который трудно дать ответ.
Просто мы, молодое поколение, живём в другую эпоху. Мы другие. А чтобы
пропасть, которая отделяет одно поколение от другого, стала меньше,
нужно всем набраться терпения и уважать взгляды друг друга.