ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
девиантное поведение, поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила. К О. п. обычно относят правонарушения, преступность, алкоголизм, наркоманию, самоубийство и пр.
В
бурж. социологии нет единого подхода к изучению О. п. Концепция социализации, сформулированная представителями чикагской школы
(А. Коэн и др.), основана на утверждении, что О. п. люди обучаются в процессе усвоения культуры определ. групп. Индивиды, социализация которых проходит в такой социальной среде, где преобладают и считаются нормальными ценности, предрасполагающие к девиации
(отклонению), становятся носителями О. п. Согласно теории аномии
(Мертон), если индивиды имеют общие цели, но узаконенные средства для достижения этих целей доступны не всем в равной мере или вовсе недоступны для некоторых социальных групп, то в обществе следует ожидать высокий уровень О. п. А. Коэн, Р. Клоуард и Л. Олин, рассматривая процессы, посредством которых индивиды в определ. группах воспринимают образцы О. п., объединили мертоновскую теорию отклонения с концепцией девиации как передачи культурных норм. Теоретики конфликта культур утверждают, что образцы поведения в данной социальной системе являются отклоняющимися, если они оцениваются на основании стандартов
др. культур.
Авторы концепции стигматизации
(«клеймения») — Э. Лемерт, Г. Беккер, Э. Гофман утверждают, что отклонение является следствием негативной социальной реакции, в частности «наклеивания» на индивида ярлыка «девиант». Здесь
осн. внимание переносится с объективных характеристик О. п. на социальную реакцию на него, значениестигматизации абсолютизируется, а индивиду отводится роль лишь пассивного объекта воздействия со стороны общества.
С точки зрения социального контроля
(Э. Дюркгейм, Ф. Най) при нормальных условиях социальной организации действия индивидов регулируются социальными нормами и поэтому девиация минимальна. Однако в условиях социальной дезорганизации нормативный контроль ослабевает, открывая возможности для О, п. Выделяются четыре механизма социального контроля, ослабление или отсутствие которых способствует формированию О. п.: 1) прямой контроль, осуществляемый извне посредством наказаний; 2)
внутр. контроль, основанный на материализованных нормах и ценностях; 3) косвенный контроль, связанный с идентификацией с родителями, друзьями и
т. п.; 4) контроль, основанный на широкой доступности различных способов достижения целей и удовлетворения потребностей.
Подвергая критике
бурж. концепции девиации, не вскрывающие обусловленность О. п. господствующими в капиталистам, обществе антагонистич. производств. отношениями, обществоведы социалистич, стран акцентируют
осн. внимание на проблемах генезиса, профилактики и борьбы с О. п., анализируя объективные причины, структуру, динамику и особенности генезиса антиобществ. поведения, роль малых неформальных групп в его формировании, а также социально-психологические характеристики лиц, склонных к О. п.